Выражение «баян» — что значит, особенности употребления и интересные факты

Клавиатура

См. также: Конструкция ручных гармоник.

На правой клавиатуре баяна исполняется мелодия, на левой аккомпанемент. При нажатии одной кнопки на левой клавиатуре готового баяна звучит басовая нота или аккорд. У выборного или готово-выборного баяна на левой клавиатуре проигрываются отдельные ноты как на правой клавиатуре, но в более низком диапазоне звуков.

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха. Повторы басовых и аккордовых кнопок на левой клавиатуре и вспомогательные ряды на правой необходимы для единства аппликатуры в разных тональностях. Например, чтобы сыграть какую-либо последовательность звуков во всех тональностях на 3-рядной правой клавиатуре необходимо использовать три различных аппликатуры, для игры той же последовательности на 5-рядной клавиатуре понадобится только одна аппликатура, на 4-рядной две. Также, 4- и 5-рядная клавиатура позволяет эффективно использовать[13] пятипальцевую аппликатуру.

Правая

im244-320px-Jupiter_bayan_accordion.JPGБаян с итальянской раскладкой правой клавиатуры (гриф C). Количество регистровых переключателей 15, в том числе 7 подбородочных

Современные баяны выпускают с двумя основными видами правой клавиатуры: трёхрядные и пятирядные. В пятирядной клавиатуре ряды 2 и 1 (считая от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты 5-го и 4-го рядов соответственно. Реже встречаются четырёхрядные (с одним вспомогательным рядом) и шестирядные баяны с тремя вспомогательными рядами (например, на 6-рядном баяне играл виртуоз Виктор Гридин).

Диапазон 3-рядного баяна с 52 кнопками от ноты си-бемоль большой до до-диез четвёртой октавы. Диапазон 5-рядного концертного баяна от Мибольшой октавы до си четвёртой октавы (5 октав и 7 полутонов)[6]. Высота звучания повышается при переходе от верхних кнопок к нижним.

Существует несколько типов раскладок правой клавиатуры. В России стандартной является московская или бельгийская[14] раскладка (гриф B). В некоторых странах, наряду с другими типами раскладок, используется итальянская раскладка (гриф C), являющаяся зеркальным отражением московской раскладки по горизонтали (3-рядной).

Итальянская раскладка[15]
144px-%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0.png
Ленинградская раскладка[14]

Количество голосов. Регистры

Баяны отличаются по максимальному количеству одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной кнопки на правой клавиатуре. Баяны с количеством голосов больше двух имеют разную настройку язычков: октавные язычки звучат ниже строевых на октаву, пикколо выше строевых на октаву, квинтовые выше строевых на квинту.

Состав язычков[16]
Вид баяна Строевые Октавные Пикколо Квинтовые
2-голосный 2
3-голосный 1 1 1
2 1
2 1
4-голосный 2 1 1
5-голосный 2 1 1 1
3 1 1

У 3- и более голосных баянов для изменения тембра и высоты звучания (регистра), определяемого составом звучащих голосов при нажатии одной кнопки, существуют регистровые переключатели, которые располагаются рядом с клавиатурой или на верхней поверхности правого полукорпуса (подбородочные переключатели). Трёхголосный инструмент может иметь до семи регистров, четырёхголосный до пятнадцати.

Левая

Левая клавиатура полного баяна состоит из 100 или 120 кнопок (такая же, как у аккордеона). Может быть с готовым, выборным или готово-выборным аккомпанементом. Клавиатура с готово-выборным аккомпанементом переключается между готовым и выборным режимами при помощи специальной клавиши.

Готовая

На схеме справа готовая 100-кнопочная клавиатура[17]. Условные обозначения: Б — мажорное (большое) трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — доминантсептаккорд. У 120-кнопочных клавиатур справа от ряда септаккордов есть дополнительный ряд кнопок с уменьшёнными септаккордами (обозначаются буквой У).

Описание вертикальных рядов (начиная от меха):

Басовая часть

1. Вспомогательный ряд басов предназначен для удобства аппликатуры. Он повторяет последовательность кнопок основного ряда басов, но сдвинут по отношению к нему на четыре кнопки вниз. Между кнопками основного и вспомогательного ряда, находящихся в одном косом ряду, образуется интервал в большую терцию (2 тона) или его обращение в малую сексту (4 тона).2. Основной ряд басов (диапазон от Фа контроктавы до Ми большой октавы[17][18]). Его составляет повторяющаяся последовательность ступеней гаммы До мажор или Ля минор (семь белых кнопок), далее идёт последовательность нот, завершающих хроматический звукоряд (пять чёрных кнопок). Кнопки в ряду расположены таким образом, что между любыми двумя соседними кнопками образуется интервал в чистую квинту (3,5 тона) или его обращение в чистую кварту (2,5 тона). Иными словами, рядом с любой кнопкой, принятой за тонику, двумя соседними кнопками оказываются доминанта (сверху) и субдоминанта (снизу).

При нажатии басовой кнопки звучит 3 или 4[19] голоса, настроенных в октаву: один основной (самый низкий) и два-три голоса выше основного на одну, две, три октавы[17]. Соответственно самым высоким голосом, звучащим вместе с основной басовой нотой, является нота Ми первой или второй октавы. Пример нотации (1) и реального звучания (2) при нажатии басовых кнопок Фа и Ми[17]:

1 e1 < e, e e’ >1 } addlyrics {«1» «2»}» src=»https://upload.wikimedia.org/score/s/8/s8p9r0kih4e487cdpj48ruuvzjqblia/s8p9r0ki.png» />

Аккордовая часть

От каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды с соответствующим основным тоном (на схеме это кнопки, расположенные в поперечных косых рядах, идущие вправо-вверх от басовых кнопок):3.Мажорные трезвучия.4.Минорные трезвучия.5.Доминантсептаккорды. Могут звучать целиком (на немецких инструментах[20]) или без квинты[17] (на большинстве советских и итальянских инструментов[20]).6.Уменьшённые септаккорды с пропущенной квинтой[17] или уменьшённые трезвучия[20][21] (этот ряд может отсутствовать)[17]. Доминантсептаккорды и уменьшённые септаккорды в нотах обозначаются тремя звуками[20].

На каждую ноту аккорда приходится пара унисонных язычков[19], соответственно весь аккорд звучит 6-ю язычками. Звуки аккордов располагаются в пределах одной октавы: от Соль малой октавы до Соль-бемоль первой октавы. Из-за этого большинство аккордов звучит обращениями[21].Примеры аккордов[20] (цифрами обозначены их ступени):

1 < as-1 ces’-3 es’-5 >1 < as-1 c’-3 ges’-7>1 < as-1 ces’-3 geses’-7>1 bar «||» a,1 < a-1 cis’-3 e’-5 >1 < a-1 c’-3 e’-5 >1 < a-1 cis’-3 g-7>1 < a-1 c’-3 ges’-7>1 } addlyrics {«Ля-бемоль» «Б» «М» «7» «У» «Ля» «Б» «М» «7» «У»}» src=»https://upload.wikimedia.org/score/f/1/f1mvow83i5hubpa6tdzq6pg3wn7vovo/f1mvow83.png» />1 < ges’-1 beses-3 des’-5 >1 < ges’-1 bes-3 fes’-7>1 < ges’-1 beses-3 feses’-7>1 bar «||» g,1 < g-1 b-3 d’-5 >1 < g-1 bes-3 d’-5 >1 < g-1 b-3 f’-7>1 < g-1 bes-3 fes’-7>1 } addlyrics {«Соль-бемоль» «Б» «М» «7» «У» «Соль» «Б» «М» «7» «У»}» src=»https://upload.wikimedia.org/score/e/2/e2l1to1nblbk5d6czcqhmkxj66mykyn/e2l1to1n.png» />

Выборная

На выборной клавиатуре первые два ряда басов такие же, как и на готовой клавиатуре[17]. Остальные ряды занимают кнопки с отдельными нотами. Раскладка левой выборной клавиатуры является зеркальным отражением правой клавиатуры по горизонтали и вертикали (высота звучания повышается при переходе от нижних кнопок к верхним). Если взять баян в руки перевёрнутым слева-направо и снизу-вверх, то есть разместить у правой руки левую клавиатуру, то раскладка на ней будет такой же, как на правой клавиатуре.

Выборные кнопки в нижнем регистре повторяют звучание басовых кнопок, а в остальном двухголосные[22].

Диапазон выборной клавиатуры (представленной на схеме ниже) от Фа контроктавы до Фа-диез второй октавы.

Схемы
  • Выборная 100-кнопочная клавиатура баяна[17]. Ряды 3, 4, 5 содержат 50 выборных кнопок. Буквами и цифрами обозначены октавы (от контроктавы до второй октавы). Крестиком обозначена кнопка баса До (на баяне эта кнопка помечена таким образом, чтобы её можно было определить на ощуп).
  • Иностранные раскладки «гриф B» и «гриф C» выборной клавиатуры. На схеме первый ряд слева вспомогательный, далее идут основные три ряда. Всего в данной клавиатуре 6 рядов кнопок (первые два басовые не обозначены).
Баянная клавиатура
Гриф B
Гриф C

Варианты корректного употребления

Часто сленговое понятие «боян» применяется как синоним фразы «я это уже слышал», чтобы иметь возможность как можно быстрее перейти к обсуждению какого-то следующего вопроса или же к резкой смене темы. Часто воспринимается как невежливый способ отмахнуться и перехватить внимание. Разбираясь в вопросе о том, что означает жаргонизм «баян», довольно сложно отделаться от эмоционального восприятия. Возникает впечатление, что ваши слова обесценивают, появляется обида. Важно уметь отделить собственную личность от реакции других людей на какое-то ваше сообщение, это поможет не стать жертвой троллей.

Кто чаще всего сообщает в комментариях, что это боян? Несложное исследование показало, что критичность и желание во что бы то ни стало доказать свою осведомленность во всех вопросах подряд присуще подросткам. Люди постарше отдают себе отчет, что кто-то только начал приобщаться к интернету и не может знать всех шуток и приколов, которые радовали юзеров какой-то месяц назад.

Наличие в баяне всех основных аккордов для каждого басового звука

Вот ещё одно значительное отличие баяна от гармони: в нём для каждого баса есть все аккорды-мажорный, минорный, септаккорд( ну ещё уменьшенный септаккорд в концертных инструментах). Причём, расположение их очень удобное и логичное: каждый бас и аккорд от этого баса расположены в одном косом ряду в направлении от меха к краю корпуса.Таким образом, нажимая какой-то бас, мы уже точно знаем, что в этом же косом ряду расположен весь набор аккордов от него.

Напомню, что в гармони-хромке 25х25, в отличие от баяна, от каждого баса есть лишь один аккорд(либо мажорный, либо минорный) и только нота «ре»(кнопки 2 и 16) имеет два аккорда — мажорный и минорный.etyud.jpg

Клавиатуры

Правая

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.

Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фамалой октавы до Лятретьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

Размеры

Таблица 1. Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре.

Размер Полный 7/8 3/4 1/2
Пример
Количество клавиш на правой клавиатуре 41 (Фа малой октавы —Ля третей октавы) 37 (Фа малой октавы —Фа третей октавы) 34 (Соль малой октавы —Ми третей октавы) 26 (Си малой октавы —До третей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Аккордеоны с размерами 1/2 и 3/4 в основном используются в качестве ученических инструментов[2].

Левая

Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.

Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.

Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

Схемы

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд, У — уменьшенный септаккорд[3]. При 32-х кнопках, в левой клавиатуре, отсутствует нота «Си», что делает невозможным играть некоторые произведения.

120 кнопок
1 2 3 4 5 6
Ре Ля  Б М 7 У
Соль Ре  Б М 7 У
До Соль  Б М 7 У
Фа До  Б М 7 У
Ля  Фа  Б М 7 У
Ре  Си Б М 7 У
Соль  Ми Б М 7 У
До  Ля Б М 7 У
Фа  Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си  Б М 7 У
Соль Ми  Б М 7 У
До Ля  Б М 7 У
Фа Ре  Б М 7 У
Си  Соль  Б М 7 У
Ми  Си Б М 7 У
Ля  Ми Б М 7 У
Ре  Ля Б М 7 У
96 и 80 кнопок
1 2 3 4 5 6
До Соль  Б М 7 У
Фа До  Б М 7 У
Ля  Фа  Б М 7 У
Ре  Си Б М 7 У
Соль  Ми Б М 7 У
До  Ля Б М 7 У
Фа  Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си  Б М 7 У
Соль Ми  Б М 7 У
До Ля  Б М 7 У
Фа Ре  Б М 7 У
Си  Соль  Б М 7 У
Ми  Си Б М 7 У
72 кнопки
1 2 3 4 5 6
Ля  Фа      Б М 7 У
Ре  Си Б М 7 У
Соль  Ми Б М 7 У
До  Ля Б М 7 У
Фа  Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си  Б М 7 У
Соль Ми  Б М 7 У
До Ля  Б М 7 У
Фа Ре  Б М 7 У
60 и 48 кнопок
1 2 3 4 5
Ля  Фа      Б М 7
Ре  Си Б М 7
Соль  Ми Б М 7
До  Ля Б М 7
Фа  Ре Б М 7
Си Соль Б М 7
Ми До Б М 7
Ля Фа Б М 7
Ре Си  Б М 7
Соль Ми  Б М 7
До Ля  Б М 7
Фа Ре  Б М 7 У
48 (№ 2) и 40 кнопок
1 2 3 4 5 6
Соль  Ми       Б М 7 У
До  Ля Б М 7 У
Фа  Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си  Б М 7 У
Соль Ми  Б М 7 У
32 и 24 кнопки
1 2 3 4
Ми Б М 7
Ля Б М 7
Ре Б М 7
Соль Б М 7
До Б М 7
Фа Б М 7
Ми  Б М 7
Си  Б М 7

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий