Врачи рассказали, почему у пациентов после ковида искажаются запахи

Резкое изменение температуры в помещении

Случалось ли с вами такое, что вам было тепло, а потом внезапно по спине у пробежал холодок? Таким образом, мир духов предупреждает вас или же дает понять, что защищает вас. Помимо холода, вы также можете почувствовать внезапный жар. В такие моменты, мы чувствуем дискомфорт, который заставляет нас обратить внимание на окружающую обстановку. Внезапные изменения температуры в доме, машине или других местах означают, что вас защищают. Мысленно попросите дать вам какой-либо знак. Что происходит вокруг вас? Внимательно следите за своими мыслями ведь мир духов может почувствовать ваши мысли и эмоции.

Пахнет опытом

Конечно, в обонянии присутствует паскудная генетическая данность. Кто-то чувствует запах лучше, кто-то хуже. Если у вас немного более функциональный рецептор OR11A1 — свекла по вкусу будет смахивать на землю (да, обоняние и вкус тесно связаны).

Но еще больше на нашем обонянии сказывается аромат нашей личной истории. На то, как мы оцениваем запах, влияют контекст и ожидания, а еще восприятие запаха искажают мультимодальные раздражители, которые стимулируют больше, чем одно чувство. В такой ситуации мы больше доверяем другим органам чувств, поэтому если что-то выглядит как лимон и на ощупь как лимон — мы почти наверняка будем считать, что оно должно пахнуть как лимон.

Конечно, сказывается и то, что мы уже знаем о мире: «Обонятельное восприятие… критически зависит от прошлого и текущего опыта и воздействия», — говорят ученые. Эту способность обоняния меняться обеспечивает нейронная пластичность: весь путь запаха, от нейронов обонятельных рецепторов до неокортекса, подстраивается под обстоятельства.

Обоняние покорно биологическим механизмам, которые помогают адаптироваться к опыту. Так, если сильный запах постепенно угасает, митральные клетки становятся более чувствительными, чтобы продолжать некоторое время успешно улавливать его — вот вам кратковременная синаптическая пластичность.

Если хотя бы 50 секунд принюхиваться к совершенно новому запаху, корковые нейроны лучше различают химически похожие ароматы вроде деканола и додеканола. Это романтически называют «опытом запаха». Он помогает запоминать, различать и затем узнавать схожие запахи (крысам помогает точно).

О своем «опыте запаха» рассказывал, например, Брайан Ино, фанат разных ароматов:

«Парфюмерия во многом связана с диалогом, с краем неузнаваемости, пробуждением ощущений, у которых нет имен, или смешением ощущений, которые не принадлежат друг другу. Некоторые субстанции сами по себе шизофреничны (или оксюморонны?) в том смысле, что обладают двумя довольно противоречивыми природами.

Например, метилоктанкарбонат пахнет фиалкой и мотоциклами; „Фаренгейт“ от „Диора“ использует этот эффект. Масло орриса, сложное производное от корней ириса, в небольших количествах пахнет неопределенными цветами, но в больших — почти непристойно плотский».

Конечно, «опыт запаха» может быть и дурным. Я не пью текилу: от одного ее запаха меня тошнит, как тошнило в уже не помню каком году. Еще я паникую от запаха резиновых перчаток.

Если человек заполняет опросники в комнате, где дурно пахнет, потом он вернется в ту же комнату в дурном настроении.

Zapaxi-3-1024x1024.jpg

С возрастом обоняние, увы, слабеет — тоже на всех уровнях. Всё, что хочешь запомнить на потом, лучше разнюхать уже сегодня. Например, людей.

Упражнение № 3

Взять любимые духи, выяснить, какие запахи в них входят (на Fragrantica или где-нибудь еще) и попытаться «разнюхать», выделить среди общей мелодии отдельные ноты — например, кедр и перец.

Охота на ароматы: новые запахи – как производятся и откуда берутся

pochemu-dukhi-slushayut_7.jpg

Фото: ТАСС/Анатолий Семехин

– Откуда берутся новые запахи?

Парфюмер Жанна Гладкова: Все, что есть в природе, уже давно изучено, собрано и синтезировано. В современных парфюмерных композициях натуральные эфирные масла практически не используются. Максимум – два процента от содержимого, все остальные компоненты – это синтетические вещества, срисованные с натуральных природных элементов. К этому разнообразию человек добавил полутона, как в палитре с красками: есть основные цвета, смешивая которые можно получить разные оттенки.

Так и здесь: от одного доминирующего аромата можно получить множество душистых нот. Этот подход касается и новых направлений в парфюмерии. Например, карамельные, шоколадные или молочные ноты – это все результат химического синтеза. Я вас уверяю, настоящий шоколад ничем не пахнет после термической обработки. Эфирные масла очень быстро раскрываются, недаром их называют эфирными.

Парфюмер Галина Анни: Парфюмерные химики не покладая рук работают над созданием новых душистых веществ, молекул и ароматических баз. Например, вещества геосмин и террасол пахнут мокрой землей, есть элементы с запахами попкорна, красного вина, вермута и даже ржаного хлеба. Я сама не очень склонна к созданию слишком уж необычных композиций, потому что считаю, что мои духи должны вызывать желание их носить, а не просто обонять как забавный артефакт.

pochemu-dukhi-slushayut_8.jpg

– И все-таки прообраз синтетического запаха находится в природе. Как добывают первоисточник? То, из чего впоследствии делают синтезированный аромат?

Парфюмер Жанна Гладкова: Представьте, что вы идете по джунглям и на вашем пути попадается цветок с небывалым ароматом. Что бы сделали раньше? Вырубили бы все джунгли, построили бы завод и извращались бы над этими цветами, извлекая аромат. Сегодня парфюмерия работает по принципу headspace: грубо говоря, цветок накрывается специальным колпачком, в котором растение дышит. По сути это дыхание и есть испарение эфирного масла.

Парфюмер Галина Анни: Парфюмер-любитель может использовать что угодно, самостоятельно делать тинктуры (спиртовые настойки) или экстракты любого ароматического сырья. Однако в индустрии в основном работают с душистыми веществами профессионального качества, которые, конечно, могут быть очень разнообразными.

Как правильно тестировать духи

Прежде всего, не ведитесь на яркие флаконы, красивые описания и даже гендерное разделение запахов. Вы можете выбрать мужские духи и с удовольствием их носить: главное, чтобы запах вам соответствовал. Так что доверьтесь своему обонянию и пробуйте!

Сам процесс тестирования ароматов — ответственный момент, от которого зависит, насколько хорошо раскроются духи, а вы — уловите их запах.

  1. Не наносите на кожу все понравившиеся духи за раз.
  2. Для начала вообще не наносите духи на кожу: используйте бумажные полоски-тестеры. Лучше всего будет понюхать несколько вариантов парфюма, три лучших нанести на тестовые полоски, и лишь один, самый интересный — на кожу.
  3. Капните чуточку духов или распылите парфюм на полоску-блоттер. Подождите пару секунд, после чего расположите тестер на расстоянии 2-3 см от носа и оцените аромат.
  4. Если запах вам нравится, попробуйте уже на коже — оцените, как он раскроется на вас: нанесите каплю парфюма на сгиб локтя или на запястье.
  5. Подождите минут 5-10, и лишь после этого оценивайте, насколько он сочетается с вашей кожей.
  6. Не стремитесь «поторопить» аромат, растирая пятно на коже. Различить ноты аромата, а не спиртовой запах, вы сможете лишь после испарения спирта естественным путем. Нет, растирание пальцем — путь неестественный.
  7. Чтобы понять, как раскрывается аромат на вашей коже, стоит походить с ним какое-то время, оценивая постепенное раскрытие запаха. Бывает так, что спустя полчаса конкретный парфюм на вас уже совсем не «слышен» или приобретает совсем другие, неприятные вам ноты.
  8. Прежде, чем окончательно выбрать себе духи, нанесите его на места, куда наносите обычно (за ушами, на ключицы, на одежду) и походите с ними полдня, периодически оценивая запах. Для сверки стоит прихватить с собой и тестовую полосочку с вашим ароматом.
  9. Бывает так, что запах сразу чувствуется очень сильно, но быстро истаивает, а случаются ароматы, что ведут себя тихо, но держатся сутками. Такой «тест-драйв» позволит испытать характер приглянувшихся вам духов и решить, подходит ли он вам.
  10. Если запах на коже нравится вам и наутро — парфюм можно брать!

Пахнет бессилием

Современные люди не слишком-то внимательны к ароматам (если они не от Тома Форда). Реклама духов смахивает на рекламу красивых женщин, слоу-мо и вольных ассоциаций — трудно даже подобрать слова, чтобы рассказать о запахе, почти все прилагательные на самом деле говорят о вкусе или осязании: острый, терпкий. Исследовать запах тоже трудно — часто забываешь принюхаться. Приходится в столовой вместо салата нюхать миску из-под салата. Кстати, есть версия, что «столовской» еду делает запах тарелок: чем-то таким особенным там моют посуду.

Мы не прислушиваемся к запахам, пока их не сунут нам под нос, почти не можем локализовать запахи, не крутя головой, и выхватить один среди прочих.

Мы часто полагаемся на зрение или на слова. Человек одобряет запах, если сказать: «Это пармезан», — и испытывает отвращение, если сообщить: «Рвота». Одинаковые пачули в одном эксперименте побывали «ладаном» и «грязным подвалом», и испытуемые со всем согласились.

Запах — такая мелкая деталь, что вечно ускользает от нас, словно призрак тени вещи.

И всё-таки врут, когда говорят, что человек обменял свое собачье, звериное обоняние на свободу воли. Наш нос более чуток, чем мы привыкли считать: люди с закрытыми глазами, в перчатках, ослепшие и потерявшие осязание, могут ползком в траве двигаться по слабому следу эфирного масла.

Там, где исчезнут все чувства, кроме обоняния, мы, пожалуй, как-нибудь выберемся к свету. Кстати, запах в его тепле распространяется быстрее, чем в холодном воздухе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий