ТЬ, ТИ, ЧЬ в глаголах неопределенной формы — суффикс или окончание?

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфи­ни­ти­ва:

  • мур­лы­кать  мур­лы­кал;
  • отво­зить  — отво­зил;
  • засеять — засеял;
  • воз­не­на­ви­деть — воз­не­на­ви­дел.

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

  • -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мур­лычущий, борющийся);
  • -им-/-ем- (при­носимый, белеемый);
  • -вш-, -ш- (опавший, при­нёсший);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­веянный, поваленный, натёртый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

    • -а/-я (бегая, слыша);
    • -в, -вши, -ши (услы­шав, скрывшись, потрясши).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суф­фик­сов:

  • кра­си­вый — кра­сивее, кра­сивейший;
  • весе­ло — веселее;
  • чисто — чище.

Ть — суффикс или окончание у глаголов?

Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть – это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно формообразующий суффикс мы видим в инфинитиве.

Виды суффиксов:

  1. Формообразующие (словоизменительные) образуют:
    • ст. сравн. прилагательных и наречий на (-о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, -же, -ейш-, -айш-): добр-ее; краш-е; боль-ше; глуб-же; прекрасн-ейш-ий – прекрасн-ейш-е; глубоч-айш-ий – глубоч-айш-е;
    • прош. вр. глаголов (-л- и нулевой): сиде-л; помог-Ø;
    • н. ф. глагола (-ть, -ти): писа-ть; нес-ти;
    • повелит. накл. глаг. (-и, Ø) : дыш-и;  нес-и;  играй-Ø;  залезь-Ø;
    • действ. прич. (-ущ-, -ющ, -ащ- -ящ-, -вш-, -ш-):  тряс-ущ-ий, бега-ющ-ий, молч-ащ-ий, лет-ящ-ий, лежа-вш-ий, нёс-ш-ий;
    • страдат. прич. (-ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-):  обожа-ем-ый, нелюб-им-ый, нес-ом-ый, размеша-нн-ый, предвид-енн-ый, сби-т-ый;
    • деепричаст. (-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в, -вши-, -ши-): держ-а, сгиба-я-сь, буд-учи, игра-ючи, организова-в, нагну-вши-съ, запер-ши-съ;
    • мн.ч. существительных (-ес-, -ер-, -ен-, -й-): неб-ес-а, чуд-ес-а, тел-ес-а, слов-ес-а; мат-ер-и, доч-ер-и; врем-ен-а, им-ен-а; лист — [л’ис’т’-й’-а]; сын – сын-ов-[-й’-а] Указанные суффиксы образуют отдельные слова и формы, но в основу не входят.
  2. Словообразовательные: 
    • существуют для образования новых частей речи: село – сель-ск-ий, учение – уч-ник, река – реч-н-ой; писать – писа-тель, резать – рез-чик
    • образуют разные по смыслу слова одной части речи: сказ-а-ть – сказ-ыва-ть.
  3. Суффиксы разных частей речи:
    • имен существительных:

Суффиксы

Условия написания

Примеры

-оньк-

после твердых согласных

легонько

-еньк-

после мягких согласных исключение: заинька, паинька, баиньки

Мишенька

-онк-, -онок-, -енок-

после шипящих под ударением

лягушонка, гусенок

-ик-

если гласная суффикса при склонении сохраняется

мальчик

-ек-

если гласная суффикса при склонении удаляется

денёчек

-чик-

после согласных: Д, Т, С, Ж, З

доносчик

-щик-

после согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, З

чистильщик

-ичк-

от сущ. с суффиксом -иц-

водичка

-ечк-

после мягких согласных и шипящих

Мишечка

-ышк-

слова среднего рода

горлышко

-ушк-

слова мужского рода и женского рода

бабушка

-о-, -е-

после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е

горшочек, мешочек

 

имен прилагательных:

Суффиксы

Условия написания

Примеры

-ив-, -ев-

в безударном положении пишется -ев-, под ударениев — -ив-

игривый, шаловливый 

  • Исключение: юродивый, милостивый

-оньк-, еньк-

-оньк- — после согласных: г, х, к -еньк-  — после согласных, кроме: г, х, к.

миленький, добренький

-чив-, -лив-

«И» пишется в любом случае, поскольку -чев-, -лев- несуществует

завистливый

-оват, -ов-, -овит-

пишутся после твердого согласного

горьковатый, зеленоватый

-еват, -ев-, -евит-

пишутся после мягкого согласного, после шипящих и «ц»

марганцевитый

глагольные суффиксы:

Суффиксы

Вопросы для проверки

Примеры

-ова-, -ева-

гл. 1 л. ед. числа должен оканчиваться на -ую-, -юю-

гарантирую — гарантировать ночую-ночевать

-ыва-, -ива-

гл. 1 л. ед. числа должен сохранять -ыва-, -ива-

испытываю-испытывать вздрагиваю-вздрагивать

-а-, -и-, -я-, -е-

необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф. и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени — -л-

дышать-дышал пилить-пилил лаять-лаял

наречные:

Суффиксы

-а-

-о-

-у-

Приставки

из-, с-, до-

за-, на-, в-

по

Примеры

издавна, сначала, добела

заново, насухо, вправо

повсюду, полегоньку, поначалу

Исключения

сбоку, смолоду, сроду

причастные и деепричастные:

Суффиксы
Причастие
  • -уш-, -ющ- : поющий, идущий
  • -ащ-, -ящ- : смотрящий, пропащий
  • -вш-, -ш- : знавший, шедший
  • -ем-, -ом-, -им- : узнаваемый, ведомый, уносимый
  • -нн-, -енн-, -т- : невиданный, занесенный, вскрытый
Деепричастие

-а-, -я-, -в-, -вши-, -ши-

  • слыша, глядя, взглянув, вздрогнувши, устрашившись

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суф­фик­сом.

котё­нок — ?

1. котёнка, котёнку

В сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот, котик, котище

В сло­ве «котё­нок» корень —кот

3. котёнок

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — —ёнок— (сто­ит меж­ду кор­нем —кот— и нуле­вым окон­ча­ни­ем).

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

Читайте также:  Какие высоковольтные провода лучше ваз 2108 карбюратор

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий