Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви

Принципы Православия

К данным принципам относят иерархию в священстве — так главным стоит епископ, затем пресвитер и диакон. В ранних общинах епископы были в роли старших наставников в пределах города или провинции.

Православные посты

И третьим принципом православной веры являются календарные посты: Великий пост — перед Пасхой, Петров, Успенский, Рождественский, а также различные праздники, посвященные различным святым событиям или святым.

История формулирования вероучения

im338-471px-Ecumenical_Councils.jpgСемь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов (икона XIX века)

Православная церковь рассматривает всю историю единой Церкви до Великого раскола (1054) как часть своей истории. Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Впоследствии формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных соборов. Православие не признаёт постановлений Соборов, которые созывались Римской церковью после раскола, включая и те, где присутствовали представители Восточных патриархатов, например Ферраро-Флорентийский собор.

Первые два Собора созывались правившими в Константинополе императорами единой Римской империи, а остальные — Ромейскими (Византийскими) императорами, после ликвидации Западной Римской империи в 476 году считавшими себя единственными законными римскими императорами, и обычно проходили под их административным председательством.

Год Событие Итоги
325  Первый (Никейский) Вселенский собор Составлен Никейский Символ веры, утверждающий, в частности, догмат ЕдиносущияСына с Отцом и Святым Духом; осужденоарианство и другие учения, отрицающие Никейский символ веры. Важную роль сыграл святой Афанасий Великий.
381 Второй Вселенский собор Подтверждено равенство Святого Духа с Отцом и Сыном; сформулирована окончательная в Православии[26] редакция Никео-Цареградского Символа веры.
431  Третий (Ефесский) Вселенский собор Осуждены ереси Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских соборах 416 года; утверждено именовать Деву МариюБогородицею (греч.Θεοτόκος).
451 Четвёртый (Халкидонский) собор Осуждены ереси несторианства и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия). Утверждён догмат о том, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; Он имеет только одно Божественное Лицо-ипостась (Бог Сын) — в воплощении два естества (Божественное и человеческое) соединились в Нём «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно» — томоспапы римского Льва[27].
553 Пятый Вселенский собор Осуждено учение об апокатастасисе, персонально осуждён один из авторитетов Антиохийской школы — учитель Нестория Феодор Мопсуестийский, осуждены все его сочинения, осуждены также как близкие к несторианству некоторые написанные до Халкидонского собора сочинения блаженного Феодорита Кирского и одно из писем Ивы Эдесского, а также персонально осуждены Платон, Ориген, многие их последователи из Александрийской богословской школы.
680 Шестой Вселенский собор Осуждено монофелитство. К Собору примыкает Трулльский собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.
Середина VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения[28].
787 Седьмой Вселенский собор Восстановлено иконопочитание (ранее анафемствовавшееся на Константинопольском соборе в 754 году, его решения были отменены); честь, воздаваемая образу, переходит к первоо́бразу (т. е., к лицу, изображённому на иконе), и почитающие икону почитают личность, изображённую на ней.
11 марта843 Торжество православия После Поместного собора в Константинополе, созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название «Торжество православия». Были произнесены анафемы на иконоборцев и других еретиков. Данный чин по настоящее время совершается ежегодно в Неделю Торжества Православия (первая НеделяВеликого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться в качестве формулы Православия как веры Церкви (греч.πίστις τῆς εκκλησίας).
879 Поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) собор в храме Святой Софии Восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение Filioque и каких бы то ни было изменений в Символе веры.
1335—1341 Полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом Подтверждение возможности созерцания человеком нетварного Фаворского света и непосредственного общения человека с энергиями Бога, единения с Ним и бесконечного Обо́жения.

Духовные чины или иерархия в православии

Церковная православная иерархия считается продолжением небесной иерархии Бога.

Самыми главными в православном духовенстве считаются Епископы (Архиереи) — причем по старшинству идут Патриарх, Митрополит, Архиепископ и Епископ. Причем чины Епископов или Архиереев возможны только для монахов.

Патриарх

Утверждается собором и является главой поместной церкви, то есть всего православия в рамках государства. Так на сегодняшний 2015 год Патриархом Московским и Всея Руси является Патриарх Кирилл.

Митрополит

Заведует церковной областью или епархиями.

Архиепископ

Также является главой крупной церковной области.

Архиерей

Это священнослужитель, который может совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Также он управляет епархией.

Далее едет Пресвитерство (Иерейство): Архимандрит, Игумен, Иеромонах. Пресвитер совершает священнодействия: крещение, причащение и молитвословие.

Архимандрит

Это монашеский чин как высшая награда в духовенстве. Обычно управляют крупными монастырями.

Игумен

Монашеский чин настоятеля монастыря.

Иеромонах

Чин священника-монаха.

И последнее звено в духовенстве — это Дьяконы: Архидьякон и Иеродьякон. Диаконы помогают другим совершать служения, но сами обряды таинства совершать не могут.

Архидьякон

Старший дьякон в духовенстве монашеском.

Иеродьякон

Это чин дьякона монаха.

Низшие клирики

Это те, кто просто помогают в богослужении. Сюда относят иподьяконов, чтецов, певцов, алтарников, пономарей, церковных сторожей.

Происхождение и богословский смысл термина

Исторически, а также в богословской литературе «православие» обозначает официально одобренное кафолической церковью учение — в противоположность ереси. Термин появляется как антоним к слову «гетеродоксия» («инославие»), которым обозначались «иные», или нецерковные, богословские взгляды разного рода еретиков и тех учителей, мнения которых Церковь по каким-либо причинам отвергала[13]. В христианском контексте слово «православие» (греч.ὀρθοδοξία) встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского[14]). Терминологическое значение за ним закрепляется у Евсевия Кесарийского (III в.), официально впервые фиксируется в актах Халкидонского (IV Вселенского) Собора (451 год), а со времени Юстиниана (VI век) слово «православие» употребляется достаточно широко для обозначения богословских взглядов, относительно которых существует мнение, что они точно соответствуют Евангелию и учению Церкви[13]. В доктринальных документах термин иногда употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч.καθολικός). В этом смысле он применяется также римско-католической церковью, в том числе и в её литургических текстах[15], а для дохалкидонских древневосточных православных церквей даже является частью их общепринятого названия[16].

По определению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной АкадемииН. Н. Глубоковского: «православие есть „правое исповедание“ — ορθο-δοξία — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в „правильном мнении“ по всему предметному богатству и со всеми особенностями»[17].

Объяснение термина «православие» как «правильный способ славить Бога» (аллюзия к литургической практике) признаётся несостоятельным этимологически[1][2] и ошибочным по смыслу[18], хотя может встречаться в популярной литературе и даже в высказываниях церковных иерархов[19] как выражение принципа Lex orandi, lex credendi.

История термина на территории Руси

Слово «православие» встречается в наиболее раннем сохранившемся списке повести Временных лет, входящим в состав Лаврентьевской летописи, датируемой 1377 годом[20]. Также оно встречается в наиболее раннем полностью сохранившемся списке «Слова о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона, датируемым второй половиной XV века:

Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ[21].

Согласно И. И. Срезневскому, термин «православие» в XIV—XVI веке употреблялся в таких значениях как «благочестие», «православная вера» и «православная община»[22].

В русском языке, в научной литературе, термины «православие (православный)» и «ортодоксия (ортодоксальный)» употребляются как синонимы в исконном значении — для обозначения сторонников Никейского символа веры («никейцев») как противопоставление арианам[23], а также для ортодоксальной стороны в дальнейших церковных спорах — монофизитском, иконоборческом. Для обозначения «православия» в узком смысле, после XI века, как противопоставление «католичеству», в русском языке слова «ортодоксия», «ортодоксальный» не используются[24], хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской и переводной литературе[25].

История появления Православия

Православие всю свою историю идет в одном направлении с Католицизмом — у них общий Бог и Иисус Христос. Правда все, что не относится к Православию, самими православными считается ересью. И в принципе, даже за такие мелочи и небольшие расхождения которые сегодня присутствуют между католической и православной верой ранее сжигали на костре инквизиции.

Но вернемся к истории, когда христианский мир стоял на грани раскола. Вот тогда-то и созывается Первый Вселенский Никейский Собор, где собрались все важные епископы для решения своих дел. По сути Церковь стояла тогда даже выше государства и светских правителей вроде королей, и ей была фактически передана вся власть.

В ту пору жил император и звали его Константин, вот по его зову и собрались вместе все епископы, со всего мира.

Почему христианство разделилось на православие и католицизм?

Также жил в ту пору еще известный священник, которого звали Арий, вот с него то смута и началась (раскол христианства на православие и католицизм). Ведь он утверждал, что Сына прежде не было и что он был рожден или Сын начален, а Бог безначален.

И далее Арий говорит, что гонят нас за то, что мы Сына считаем не как часть Бога. Говоря проще — Сын — это не Бог, а просто Его творение. Другие же на Соборе утверждали, что Сын от Бога и это одна сущность.

В результате споров возник Символ Христианства — и им стала вера в единую и божественную сущность Сына Божьего с Богом Отцом. И сам император римский Константин согласился с этим утверждением.

В результате впоследствии Великого Императора Константина даже причислили к лику святых, а Ария прокляли и сослали в заключение.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий