Правописание слова «почаще»: почему слитно и когда раздельно, грамматика, употребление

Наречие

«Почаще» – определительное наречие, неизменяемое слово. Состоит из приставки «по-», корня «-чащ-» и суффикса «-е». С приставкой пишется слитно. Постановка ударения и разделение переносами по-ча́-ще. Значение одно – несколько, немного чаще, во времени и пространстве:

  • Почаще улыбайся – дольше сохранишь молодость.
  • Лучший способ дезинфекции рук – мыть их почаще.
  • Декоративные кустарники лучше высаживать почаще, а ягодные пореже.

Точных синонимов нет, антоним – «пореже».

Что такое «признак признака»

Наречия, как известно, самостоятельные неизменяемые части речи, означающие (указующие на) признаки:

  1. Действия: быстро, вразнос, наспех, и т.п.
  2. Предмета (объекта, места, явления): вдвоём, завтра, поодаль, и др.
  3. Качества: верно, странно, холодно, и пр.
  4. Другого признака:вдвойне, немного, получше, чересчур, и т.д.

Последний пункт выделен недаром: именно к нему относится наше «почаще». Среди наречий типа «признак признака» выделяются наречия сравнения и уподобления, обозначающие, упрощённо выражаясь, степени сравнения, но их (степеней) может быть больше, чем у прилагательных. По примерам интуитивно ясно, что наречие «почаще» не что иное, как сравнительная степень наречия «чаще». Всего же, касательно только лишь частоты событий, и только на основе «часто», возможны следующие определения:

  1. подчас;
  2. частенько;
  3. зачастую;
  4. часто;
  5. чаще;
  6. почаще.

«Почаще» стоит в конце списка не потому, что указывает на высшую степень превосходства: употребление этого слова означает просьбу или пожелание делать что-то более часто, чем прежде, или просто как можно чаще. Например:

  • «Спасибо, что навещаете меня порой, но хотелось бы видеть вас у себя почаще».

Т.е., степени сравнения наречий относительны, и не выстраиваются однозначно по мере нарастания/снижения оной. Превосходная степень чётко выделяется только у наречий, происходящих от прилагательных: «короче», «ниже», «сильнее», «тише», и др.

«Правило беглых согласных»

Употребление беглых гласных в русском языке достаточно нормализовано, к примеру, в корнях «бир»«бер» («заберу»«забирать»), «чир»«чер» («черкать»«черкнуть»), «мир»«мер» («замирать»«замер»). С беглыми согласными в корнях дело сложнее: непреложного правила на такие случаи нет. Полагается, если корень оканчивается на глухую или свистящую согласную, а суффикс или окончание за ним начинаются с открытой гласной, заменять последнюю согласную корня на твёрдую шипящую:

  1. часто – чаще;
  2. хлёстко – хлеще;
  3. жёстко – жёстче;
  4. крепко – крепче, и др.

Однако, во-первых, нет полной ясности, когда на подмену нужно ставить «щ», а когда «ч». Во-вторых, есть исключения; например «низина»/«низость» «нижний»«низко»«ниже». Поэтому правописание слов с беглыми согласными лучше просто запоминать; к счастью, в русском языке их немного и произносятся они довольно явственно.

А может через дефис?

С приставкой «по» тоже не всё так просто: она пишется или слитно, или через дефис. Выделить какой-либо признак корня, определяющий соответствующее написание, пока что не удаётся. Правописание, к примеру, слов «по-прежнему» и «по-видимому» спорно (нет никаких противопоказаний к тому, чтобы писать их слитно). Есть сомнения и относительно «поодаль» – сдваивание гласных не вполне удобно фонетически и орфографически. Однако касательно наречия «почаще» никаких сомнений нет, это слово пишется слитно с приставкой.

На верх или наверх как пишется?

Снимал неподалёку от Ледовой базы, высота точки съёмки около 3700 м. Ближняя вершина — Восточная 5621 м., дальняя — Западня 5642 м., высочайшая точка Европы.

В целях акклиматизации сходил на две ночёвки наверх. Первую ночь переночевал на 105-ом пикете. Высота по моему GPS составила 3372 м. Поднялся туда к обеду, расположился, погода была хорошая, солнечная, но к вечеру стало заволакивать, а ночью поднялся сильный ветер, я выглядывал посмотреть как там всё выглядит и хочу заметить, что выглядело все весьма интересно. Луна как прожектор освещала горы, звёздное небо.., но снимать я не вышел, ветер дул сильный, холодный и морозиться я не пошёл. Утром погода была а5 отличная, солнечная, я собрался и пошёл на Ледовую базу. Высота по моему GPS 3701 м. Вообще Ледовая база представляет из себя жалкое зрелище, как впрочем и 105-ый пикет, практически развалившееся здание с раскиданными по округе обломками и ржавыми консервными банками. Я долго думал стоит ли снимать саму базу и решил что не стоит, так как кроме грусти и стыда, больше никаких чувств не вызывает это зрелище. Место под палатку долго искать не пришлось, хороших ровных площадок тут полно, я разбил лагерь, пообедал и немного вздремнул. Разбудили меня голоса людей, говорили определённо не по-русски:)) Это группа норвежцев в размере пяти человек, с одним из них я общался накануне вечером, у них план переночевать ночь на Ледовой базе, а на следующий день пересечь ледник и выйти на Приют одиннадцати. Помимо норвежцев я ещё заметил, что погода начала резко портиться, всё погрузилось в белую пелену облаков и пошёл мелкий дождь со снегом. Но залипать в палатке как-то не хотелось, да и время приближалось к режимному, посему я попил чаю, взял камеру и пошёл исследовать местность на наличие интересных точек съёмки. Через какое-то время облака немного приподнялись и даже стало проглядывать голубое небо, в это время я ползал по леднику и искал ракурсы с трещинами на переднем плане. Наползавшись вдоволь я вернулся к палатке, время было где-то около 20:00, примерно в это время как по команде включили ветер, такой хороший, порывистый, колючий ветер. Он дул весь вечер, всю ночь и утром ни на капельку не стих, но не смотря на ветер и что этой ночью было значительно холоднее чем предыдущей, спал я как убитый, на удивление очень сладко и глубоко. Вообще самочувствие у меня отличное, всё таки ещё даёт знать весенняя акклимуха, если буду продолжать проводить в горах столько времени, то наверное скоро на высотах до 4000 вообще не будет необходимости акклиматизироваться:) Проснулся сперва в 5:00, выглянул из палатки, но из-за ветра большого желание выходить наружу не возникло, решил поспать ещё чуть-чуть. В 6 с копейками проснулся уже окончательно, выпил чашку кофе и пошёл сделать пару фотографий Эльбруса. Заглавная фотография в этом посте была сделана этим утром. Ну а это так, фото на память:)) После съёмки я вспомнил, что кроме кофе сегодня я ещё ничего не ел и надо позавтракать более конкретно. Позавтракав, я стал собираться в обратный путь, ветер так и не утих, собираться было не просто, вещи так и норовили разлететься по склону, но вроде обошлось без потерь:) Норвежцы собрались чуть раньше и уже шли в связке по леднику, надеюсь, что дошли без происшествий:) Ну а я пошёл вниз. Спускаясь вниз, уже ниже обсерватории, встретил Антона и Марину Паршиных, я познакомился с ними этой зимой в Таиланде, они как и я работали гидами. Мы списывались и я знал, что они должны приехать, но встреча произошла сама собой. Наверх они шли налегке, просто прогуляться и акклиматизироваться, а вообще остановились они в палатке на бивуаке, собираются погулять пару дней тут и пойти на Приют для последующего восхождения на Эльбрус. Договорились с ними встретиться вечером и пообщаться. Спустившись ещё чуть ниже встретил Рому Просветова, своего напарника на гонку Elbrus Mauntain Race, он приехал вчера и разместился там же где и я, у Марии. Рома пошёл прогуляться ещё выше, а я уже очень скоро спустился в Терскол и попал в объятия ласкового солнца и тёплого воздуха. Теперь пару дней в Терсколе, а дальше если будет погода, то есть план подняться на Приют и сделать восхождение на Эльбрус, а если погоды не будет, то тогда вопросами восхождения буду заниматься уже после гонки:)P.S. Есть ещё пара фотографий которые мне хотелось бы показать, но дни тут проходят очень сумбурно, много новых и старых знакомых, не получается уделить фотографиям достаточного времени, так что больше фотографий будут показаны мною позже:)

) Правописание наречных суффиксов:

а) на конце наречий, образованных от полных прилагательных, пишется:

  • суффикс – после твёрдых согласных,

    Долгий в†’ долго.

  • суффикс – после мягких согласных;

    Внешний в†’ внешне.

б) на конце наречий после шипящих:

  • под ударением пишется : общоМЃ;

  • без ударения – : певуМЃче.

Исключения:ещё;

</ul>

в) на конце наречий, образованных от кратких прилагательных:

  • с помощью приставок из- (ис-), до-, с- (со-), пишется ;

    Изредка, досуха, справа.

  • с помощью приставок в-, за-, на-, пишется ; pict71.JPG

    Вправо, направо, запросто.

г) наречия с приставкой по- на конце имеют ;

Подолгу, поскольку, постольку.

д) на конце наречий (и частиц), после шипящих пишется ь.

Вскачь, бишь, слышь, вишь, наотмашь.

Исключения:уж, замуж, невтерпёж.

В 

Ударение:

вверх, нареч.

Из-за отсутствия углового отклонения сначала они кажутся нам неподвижными, но потом, подобно шарикам, которые искусный жонглер не бросает, а как бы выпускает на свободу, медленно возносятся .

А. Сент-Экзюпери, «Военный летчик»

Крепкая, приземистая фигура, темно-русые спутанные волосы, крепкий упрямый подбородок, брови приподняты , так что в живом взгляде все время не то изумление, не то насмешка.

К.К. Сергиенко, «Бородинское пробуждение»

Над приземистой крепостью лопались и отрывались белые шары дыма.

К.К. Сергиенко, «Кеес адмирал Тюльпанов»

Его труба с хорошенькую башню расширялась , а потом снова сужалась и напоминала здоровенную урну.

К.К. Сергиенко, «Увези нас, Пегас»

Более молодые маклеры и клерки, горя желанием охватить все разом и обернуть в свою пользу падение или повышение ценностей, носились взад и вперед, возбужденно жестикулировали и обменивались знаками, подымая условленное число пальцев.

Т. Драйзер, «Трилогия желания. Финансист»

Фасад конторы был выдержан в раннем флорентийском стиле с окнами, суживающимися , с узорчатой кованой дверью между изящными резными колонками и карнизом из бурого известняка.

Т. Драйзер, «Трилогия желания. Финансист»

Ее великолепные волосы, зачесанные со лба и с затылка, сплетались на макушке, образуя причудливую золотисто-рыжую корону.

Т. Драйзер, «Трилогия желания. Финансист»

Только его длинная шея торчит , наклоняется, снова выпрямляется, ударяется о волны, как гигантский бич, и извивается, как перерезанный червяк.

Ж. Верн, «Путешествие к центру земли»

Бриг лежал даже не на боку: после того как его мачты сломались при падении и балласт сдвинулся с места, судно перевернулось килем .

Ж. Верн, «Таинственный остров»

Кроме того, форма самого кратера, расширяющегося , должна была способствовать направлению лавы в сторону, противоположную от плодородных частей острова.

Ж. Верн, «Таинственный остров»

А поднимешь глаз на облачное небо — плывет, плывет стеклянный червячок, плывут стеклянные мушки, и никак не поймаешь, не задержишь их на месте: только остановишь взгляд, а червячок уж соскользнул куда-то — и опять плывет , скользит, поднимаясь, и множатся, множатся мушки.

И.А. Бунин, «Весёлый двор»

В песке билось то, что было за мгновенье перед тем Егором, билось, поливая песок кровью, вскидывая два толстых обрубка — две ноги, ужасающих своей короткостью.

И.А. Бунин, «Весёлый двор»

Там было чудесно: внизу довольно серо и шумно от торгового простонародья, зато наверху, в двух невысоких зальцах, чисто, тихо, пристойно, — даже курить не дозволялось, — и очень уютно от солнца, глядевшего в теплые маленькие окна откуда-то с надворья, от заливавшейся в клетке канарейки; в углу мерцала белым огоньком лампада, на одной стене, занимая всю ее верхнюю половину, блестела смуглым лаком темная картина: чешуйчатая, загнутая крыша, длинная терраса и на ней несоответсвенно большие фигуры пьющих чай китайцев, желтолицых, в золотых халатах, в зеленых колпаках, как на дешевых лампах.

И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»

А дальше высится нечто непостижимое по своей гнусности, загадочности и сложности — нечто сбитое из досок, очевидно, по какому-то футуристическому рисунку и всячески размалеванное, целый дом какой-то, суживающийся , с какими-то сквозными воротами.

И.А. Бунин, «Окаянные дни»

С визгом колец жутко летит , исчезает в ветвях и, как подстреленная, стремительно несется вниз, приседая и развевая подол.

И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»

Герасим поднимает очки, ищет меня в толпе и не спеша — ему уже за сорок — улучает среди качки удобный момент, чтобы ухватиться за перила трапа.

И.А. Бунин, «Тень птицы»

Кондрат Семеныч был широкоплеч, небольшого роста, особенно тогда, когда оседал на левый бок, на хромую ногу; черные волосы его кудрявились, а загорелое, кирпичного цвета лицо оживлялось маленькими веселыми глазками; нижняя челюсть выдавалась у него, но это придавало ему только добродушное выражение; концы черных усиков на короткой верхней губе лихо завивались .

И.А. Бунин, «Учитель»

Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно .

И.С. Тургенев, «Бежин Луг»

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял свои большие тихие глаза.

И.С. Тургенев, «Бежин Луг»

Со всех сторон круто вздымаясь и падая обратно растрепанными косицами, они придавали фигуре старичка сходство с хохлатой курицей — сходство тем более поразительное, что под их темно-серой массой только и можно было разобрать, что заостренный нос да круглые желтые глаза.

И.С. Тургенев, «Вешние воды»

Когда же она, на чувствительных нотках, возводила глаза — ему казалось, что нет такого неба, которое не разверзлось бы перед таким взором.

И.С. Тургенев, «Вешние воды»

Санин схватил эти бессильные, ладонями лежавшие руки — и прижал их к своим глазам, к своим губам.

И.С. Тургенев, «Вешние воды»

Ведь от меня отчета не потребуют здесь, на сей земле; а там (она подняла палец ) — ну, там пусть распоряжаются, как знают.

И.С. Тургенев, «Вешние воды»

Белоголовый человек, весьма, по-видимому, юркий, уже стоял, широко и криво расставив ноги, на последней ступеньке, отстегнул передок, судорожно дернув кожу, и, помогая барину спуститься на землю, поцеловал у него руку.

И.С. Тургенев, «Дворянское гнездо»

Наивные байбаки лежат себе на печи и ничего не делают, потому что не умеют ничего делать; они и не думают ничего, а ты мыслящий человек — и лежишь; ты мог бы что-нибудь делать — и ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом и говоришь: так оно и следует, лежать-то, потому что все, что люди ни делают, — все вздор и ни к чему не ведущая чепуха.

И.С. Тургенев, «Дворянское гнездо»

Марья Дмитриевна стояла впереди всех, перед креслами; она крестилась изнеженно-небрежно, по-барски — то оглядывалась, то вдруг поднимала взоры : она скучала.

И.С.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий