Пианино, фортепиано, рояль — это одно и то же? В чем же разница между фортепиано и роялем

Большая Советская Энциклопедия

фортепьяно

(итал. fortepiano, от forte √ громко и piano √ тихо), струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1709√11 в Италии Б. Кристофори, изобретателем ударной фортепьянной механики. В Ф. звук, в отличие от звука клавесина , извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы √ от очень тихих до очень громких (отсюда название Ф.). К концу 18 в. Ф. вытеснило клавесин и клавикорд . Непрерывное усовершенствование Ф. (особенно во 2-й четверти 19 в.) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время пианизма . Во 2-й половине 18 в. созданы 2 основных вида механики √ с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т. н. венской и англ.); начала применяться репетиция , позволившая развивать виртуозную технику игры. Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая). Менялась форма (вместо угловатых √ округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента √ деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками, затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания. Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического (см. Хроматизм ) звукоряда. Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 71/4 октавы ( ля субконтроктавы √ до пятой октавы). Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали Ф. универсальным инструментом √ сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для Ф., важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами 18√20 вв. Разновидности Ф. √ пианино и рояль .

Лит.: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; Closson. Е., Histoire du piano, Brux., 1944; Hirt F. J., Meisterwerke des Klavierbaus…, 1440 bis 1880, Olten, 1955.

Что выбрать: фортепиано или синтезатор?

Прежде всего необходимо определиться со своими целями. Насколько профессионально вы собираетесь заниматься игрой на клавишном инструменте? Вы хотите освоить технику или овладеть исполнительской выразительностью? Главное, понять, что это уроки на различных музыкальных инструментах с различными возможностями и способом звукоизвлечения.

Если вы готовы к серьезным исполнительским высотам как пианист, тренировкам техники и выразительности, то обязательно следует начинать заниматься на инструментах хорошего качества, акустическом или цифровом фортепиано (пианино или рояле). В этом случае вам подойдут онлайн курсы фортепиано.

Если вы решили учиться на клавишном инструменте «для себя, для души» или освоить технические возможности синтезатора, то вам подходят онлайн уроки синтезатора. Главное помнить, чтобы добиться хорошего уровня исполнения на синтезаторе, тоже нужно много и регулярно упражняться.

После базовых онлайн занятий по игре на фортепиано, при желании, вы быстро освоите синтезатор как второй инструмент. Можно легко переквалифицироваться из пианиста в клавишника, а вот из клавишника в пианиста – это сделать труднее. Конечно, многое зависит от желаемого уровня владения инструментом.

Возможно, что наиболее правильный путь для желающих освоить широкие возможности клавишных инструментов таков: сначала начать заниматься по курсу фортепиано и через некоторое время подключить занятия по курсу синтезатора, развиваясь одновременно в двух различных направлениях. В нашей школе можно учиться по этим двум предметам у одного преподавателя и получать за это скидку на обучение!

Внешний вид популярных клавишных инструментов

Рояль – наиболее массивный современный музыкальный инструмент из представленных моделей. На сайте https://otdododo.ru/catalog/royali/ можно посмотреть их ассортимент. В таких устройствах струны, деки и механические части расположены горизонтально. Это обуславливает их крыловидную форму. Звучание у них является более качественным, чистым и громким. Фортепиано – общее название инструментов данного типа. Оно переводится, как «громко» и «тихо». Пианино по сути является подвидом фортепиано. Здесь механизм, струны и деки находятся в вертикальном положении. Поэтому такое оборудование имеет меньшие габариты.

Самостоятельного музыкального инструмента «фортепиано» просто не существует

Подобранная группа разных музыкальных инструментов имеет одно единое название, и включает в себя:

  • Пианино.
  • Пианола.
  • Рояль.

wp6fcde2bd_05_06.jpg

Их разница заключается в самой слышимости игры и в строе. Поэтому собственно фортепиано не бывает, это, оказывается, нарицательное название любых клавишных, похожих по звукам.

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

4915_A7KL65R7MaD9PHU_884_9999_fill.jpg

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий