«Литье» или «штамповка» — что выбрать? Разбираемся какие диски лучше купить на зиму

Чем литье отличается от штамповки?

Штамповка или правильнее — стальные диски

shtampovka-ili-lite_21.jpgИзготавливаются из черного металлопроката (штампуются), после чего грунтуются и при необходимости красятся и лакируются, о покраске колесных дисков своими руками читаем по ссылке. Для производителя такие диски просты в производстве и не затратны. Как итог, они могут предложить конечному покупателю такие диски по невысоким ценам. Это первый их плюс.

Второе. Сталь — весьма прочный, но тяжелый метал. Здесь свои плюсы и минусы, если вы въехали в яму, или бордюрный камень, или, к примеру, помяли диск, не беда — в 90% случаев его выправят на станции шиномонтажа, подробнее в статье ремонт дисков авто.

Теперь о минусах. Первый — это коррозия (используемая сталь ей подвержена, увы!). И второй — меньшая динамика при разгоне (все диски из стали получаются тяжелые).

Литье или литые диски

shtampovka-ili-lite_3.jpgВыполняются методом литья из сплавов с использованием алюминия. Формы для отливки можно применять довольно различные, в общем — есть, где разгуляется дизайнерам. Алюминиевые сплавы легче стали, но за счет того, что алюминиевого сплава для создания жесткости при производстве колесного диска в объеме нужно больше чем стали, поэтому выигрыш в массе не так велик, как это преподносят продавцы.

Еще литые диски немного лучше противостоят ударам, чем стальные, но если их все же повредили, шансов на их восстановление гораздо меньше, чем в ситуациях со стальными дисками. Как итог, литые диски очень хорошо смотрятся за счет разнообразного их вида и самого материала, это их самый главный плюс. А самый главный минус — это их стоимость, большая в разы по сравнению со штампованными дисками.

Характерные отличия легкосплавных литых дисков

Как правило, легкосплавные диски изготавливают из сплавов алюминия, реже — магния. У них много достоинств.

  1. Красивые. Литым формам несложно придать разную конфигурацию. Фантазия дизайнеров в этом случае ограничивается только требованиями конструкторов к прочности колеса. Кованые диски тоже хорошо смотрятся, но их форма более ограничена технологическими возможностями. Дело в том, что в технологии горячей объёмной штамповки, как правильно называется процесс «ковки» дисков, больше ограничений, связанных с допустимыми формами штампов и, соответственно, получаемого изделия. Литые формы могут быть более причудливыми, да и выбор «литья» несравненно богаче.
    litoy-disk.jpg
    Литые колёса имеют самые разнообразные варианты конструкции и внешнего оформления дисков
  2. Экономичные. В теории — легкосплавные диски действительно уменьшают расход топлива. С одной стороны, лёгкие колёса обладают меньшим моментом инерции, а значит, снижают затраты энергии при разгоне автомобиля. Но с другой, самый экономичный разгон — это плавное ускорение с минимальным перемещением педали газа. А при таком разгоне инерция вращающихся частей отходит на второй план. В то же время колёса с большей инерцией увеличивают выбег автомобиля (расстояние, которое он может прокатиться без нажатия на педали газа или тормоза), а значит, вам реже придётся нажимать на педаль газа. То есть в экономии топлива главное — это стиль вождения: плавный разгон и минимум торможений. Правда, масса автомобиля тоже оказывает влияние на расход топлива, а с легкосплавными дисками и весь автомобиль становится немного легче.
  3. Динамичные. Двигатели современных автомобилей довольно мощные, чтобы при резком старте с места сорвать ведущие колёса в пробуксовку. За счёт меньшей инерции вращения колесо из лёгкого сплава начнёт буксовать чуть раньше. Это произведёт эффект, но не добавит автомобилю ускорения, скорее наоборот, ведь тяги на буксующем колесе уже не будет. А вот на полноприводных автомобилях, на автомобилях с большими колёсами эта теория реально работает. Формула здесь проста и известна со школьного курса физики: угловое ускорение колеса прямо пропорционально подведённому к нему крутящему моменту и обратно пропорционально моменту инерции.
  4. Комфортные. Большая неподрессоренная масса сильнее передаёт толчки от неровностей дороги на кузов автомобиля, снижая комфорт в салоне. Легче колесо — комфортнее движение.
  5. Долговечные. Алюминиевый сплав гораздо устойчивее к коррозии, чем листовая сталь. Именно поэтому легкосплавные диски дольше сохраняют первоначальный вид, устойчивее к агрессивным средам зимних городских улиц, не требуют подкраски.
  6. Хороши для зимы. Привлекательность легкосплавных колёс для зимних условий обусловлена той же самой устойчивостью к коррозии. Реагенты, которыми обрабатывают городские улицы, быстро разъедают эмаль стальных штамповок, после чего начинает ржаветь и сам металл. Алюминиевые колёса покрыты слоем прочной оксидной плёнки, и если поверхность не получает каких-то механических повреждений, то долго сохраняют привлекательный внешний вид.

Основные отличия ковки от литья

Пусть внешнее сходство таких разных дисков не вводит вас в заблуждение. На самом деле, разница между коваными и литыми дисками существенная. После изучения нашего сравнительного анализа вы быстро поймёте, почему на автомобилях премиального уровня ставится ковка, сможете определить по внешним характеристикам кованный диск и литой, и больше не будете мучиться проблемой выбора.

Отличий много, нужно изучить каждое из них:

  1. Для обоих вариантов используются составы на основе алюминия или магния. Каждый под большим секретом, но все они схожи между собой, по крайней мере, основой.
  2. Вес расходников, созданных различными способами, не сильно отличается. Литые диски тяжелее, но ненамного. Такое отличие обусловлено особенностями производственного процесса. Поскольку вес разных типов колёсных дисков отличается несущественно, то на этот показатель можно не ориентироваться.
  3. Форма и конфигурация также не является принципиальным отличием. Благодаря освоению новых методик обработки металлов производители могут воплощать разные идеи и создавать оригинальные модели со сложным рисунком.
  4. Методика нанесения надписей на колёса отличается кардинальным образом. На литых моделях располагаются выпуклые надписи. Ковка отличается гравировкой и штампами.
  5. Литые диски часто имеют неровности на кромке, которые можно рассмотреть при внимательном и доскональном изучении. На ковке такого быть не может, поскольку все параметры этих моделей доведены до идеала.
  6. Высокая стоимость кованых дисков объясняется сложным производственным процессом, необходимостью использования специального, дорогостоящего оборудования. Металл в этом случае обрабатывается по сложной технологии, которая требует высоких трудозатрат.

Рекомендуем: Что будет если насыпать в бензобак автомобиля сахар?

На основе этой информации уже можно неплохо ориентироваться в ассортименте колёс. Не составит труда отличить кованые диски от литых и выявить подделку.

cf4b0a3a-4ab6-46f9-ae88-aa2403e385ef2.jpg

Максимальная прочность

Однако легкосплавные колёса также выпускаются в различных видах — если вы будете приобретать их в крупном магазине, то после определения требуемого размера у вас спросят, нужны ли кованые диски или литые? Сразу стоит сказать, что механическая ковка не имеет ничего общего с ручной, которую можно увидеть на малых предприятиях, работающих с металлом. Фактически кованые диски изготавливаются методом штампования легкосплавной заготовки — отличие от производства стальных колёс заключается в применении иных форм и использовании очень высокой температуры, при которой металл находится в полужидком состоянии. Кованые колёса также изготавливаются из цветных металлов, однако доля высокопрочных компонентов, представленных магнием либо титаном, в них намного выше.

kovannyie-avtomobilnyie-diski.jpg

Если литьё предполагает полное расплавление металла, сопровождающееся нарушением его молекулярной структуры, то при ковке такого не происходит. В результате колёса получают ещё большую прочность, которая обуславливает их надёжность и долговечность. Специалисты говорят, что при наезде на крупное препятствие скорее удастся повредить компоненты подвески, чем кованый диск. Разница заключается и в массе, которая у изделий, полученных путём ковки, меньше на 5–25%. Благодаря этому сокращается расход топлива, уменьшается скорость износа ходовой части, а также улучшается комфортабельность транспортного средства.

Единственным серьёзным недостатком кованых дисков можно назвать высокую стоимость, обусловленную особенностями технологического процесса производства. Также стоит упомянуть, что они не могут иметь сложный дизайн, поскольку пресс-форма для штамповки накладывает свои ограничения на кривизну поверхностей. Это является ответом на вопрос, как отличить кованые диски от литых — они имеют рубленую грубую форму. Несмотря на некоторые ограничения по дизайну, кованые колёса очень любят уличные гонщики и фанаты тюнинга. Они способны улучшить динамические параметры автомобиля, а также придать ему необычный внешний вид.

Параметры и размер колесных штампованных автодисков R15 5×100

kartinka-2-parametry-kolesnyh-shtampovannyh-konstrukcij.jpg Параметры колесных штампованных конструкций Подбирая новые комплектующие для своего авто, следует изначально изучить все параметры колес. Например, рассматривая конструкцию с размером 15 5/100 вылетом 38, следует учесть, что она действительно подходит для машины.

Сегодня встречаются новые разработки, изготовленные из алюминия. Среди них можно выделить (литые) легкие и прочные изделия. В модельном ряду представлены различные дизайны с цветовыми исполнениями.

На заметку!

Диски штампованные R15 изготовлены из стали. Одним из недостатков данных разработок называется большая масса.

Также на современные разработки может быть нанесена дополнительная маркировка:

  • Дата изготовления. Обычно неделя и год. Например: 2813 значит, что диск выпущен в 28-ю неделю 2013 года.
  • SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
  • MAX LOAD 1800LB/816KG — обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или английских фунтах (1 фунт = 2.205 кг)).
  • PCD 112/5 — присоединительные размеры (двойная сверловка).
  • MAX PSI 45 GOLD — означает, что максимальное давление в шине не более 45 фунтов на квадратный дюйм, слово COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.

Вам это будет интересно Об автомобильных литых дисках Нео (Neo)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий