Классификация судов по Российскому речному регистру

Что означает слово «судно»

Судно

Syn: корабль

Судно

  1. ср.
    1. устар. Сосуд, посуда.
    2. Сосуд для испражнений, мочи.
  2. ср. Сооружение, приспособленное для плавания и перевозки людей и грузов по воде.

Судно

   (правовое положение)

   соответствующим образом организованная и управляемая единица пароходства, действующая, как правило, на началах внутреннего хозрасчета, имеющая свой производственно-финансовый план и определенное организационное единство. Под СУДНОМ понимают также имущество, относящееся к основным средствам пароходства, правовой режим которых установлен законодательством.

Судно

плавучее сооружение для выполнения хозяйственных, военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классифицируются по назначению (транспортные, промысловые, военные, административно-служебные, обслуживания и т. д.). Отдельную группу составляют спортивные суда. По району плавания делятся на морские, внутреннего, смешанного и ледового плавания. Имеют ряд других классификационных признаков по конструкции, принципу движения, движителю, энергетической установке и т. д.

Судно

плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний и пр., а также для военных целей. Различают суда самоходные (теплоходы, пароходы, газотурбоходы, электроходы, атомоходы) и несамоходные (буксируемые, парусные, гребные), надводные (водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке) и подводные. Основные характеристики: мореходные качества, главные размерения (длина, ширина, высота борта на середине длины и т. д.), дедвейт, живучесть и др. Наибольшие суда — танкеры (дл. более 350 м, дедвейт 500 тыс. т). В открытом море суда плавают под флагом государства порта их приписки. См. также Корабль.

Судно

1.

судно1, судна, мн. судна, суден, суднам, ср.

1. Сосуд, посуда (обл.).

2. Сосуд для испражнений, для мочи. Подкладное судно для больных.

2.

судно2, судна, и (редк.) судн’О, судна, мн. суда, судов, ср. Плавающее сооружение для передвижения по воде. Парусное судно. Паровые суда. Военное судно. Коммерческое судно. «Ветер весело шумит, судно весело бежит.»Пушкин. «Наняв купеческое судно, поплыл он быстро вдоль реки.»Пушкин.

СУДНО 1, а, мн. судна, ден, днам, ср. Сосуд для испражнений, для мочи. Подкладное с. (для лежачих больных).

| прил. судновый, ая, ое.

СУДНО 2, а, мн. суда, ов, ср. Плавучее транспортное средство для перевозки людей и грузов, для военных целей, водного промысла, спортивных состязаний. Самоходное с. Несамоходное с. (буксируемое, парусное или гребное). Морское с. Торговое с. Парусное с. С. на воздушной подушке. Научно-исследовательское с. Плавать на судне. С.-завод.

Воздушное судно то же, что самолёт.

| уменьш.-унич. судёнышко, а, мн. шки, шек, шкам, ср.

| прил. судовой, ая, ое. С. ход. С. журнал. Судовая команда.

Классификация судов

Для морского флота характерно большое разнообразие судов, кото­рые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в боль­шом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а так­же по некоторым другим особенно­стям и признакам.

По назначению, т.е. по роду вы­полняемой службы, суда можно раз­делить на следующие классы и группы.

Транспортные суда.

Пассажирс­кие:

Читайте также:  Характеристики лодки «Неман-2»

  • Рейсовые;
  • Круизные;
  • Местного сообщения.

Сухогрузные:

  • Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
  • Специализированные су­да для перевозки одного определен­ного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
  • Многоцелевые, обеспе­чивающие перегрузку разными спо­собами, например крановым и доковым;
  • Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том чис­ле опасных, рефрижераторных, кон­тейнеров;
  • Суда двойной специализа­ции для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.

Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоход­ные грузовые суда.

Наливные:

  • Танкеры;
  • Газовозы;
  • Химовозы;
  • Виновозы.

Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.

Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.

Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.

Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.

По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:

  • Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
  • I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
  • Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
  • Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в от­крытых морях до 50 миль, а в закры­тых до 100 миль;
  • Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

По материалу корпуса суда клас­сифицируются на стальные, желе­зобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых спла­вов.

По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:

  • Пароходы с паровой машиной;
  • Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
  • Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
  • Электроходы с главными электро­двигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
  • Атомоходы с атомной СЭУ.

По роду движителя, суда де­лятся на гребные, парусные, колес­ные, винтовые, с крыльчатым дви­жителем, с водометным движите­лем.

vidi_sudov.png Рис. 1 Архитектурные типы судов

По глубине погружения суда бы­вают:

  • Водоизмещающие (обычного типа);
  • Глиссирующие;
  • На подводных крыльях (СПК);
  • На воздушной по­душке (СВП);
  • Экранопланы.

Архитектурные типы судов разли­чают в зависимости от количества и расположения надстроек:

  • Гладко­палубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
  • Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
  • Двух­островное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
  • Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с ба­ком;
  • Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.

Конструктивные типы судов опре­деляются прочностью корпуса, в за­висимости от чего различают: полно­наборные суда, или суда с мини­мальным надводным бортом, имею­щие наименьший допустимый над­водный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда име­ют осадку меньше предельной, а над­водный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэто­му размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В резуль­тате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Читайте также:  Какой краской покрасить катер из пластика

Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда

Сноски

Юридическое определение

В Морском праве под морским судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, то есть искусственно созданный человеком объект, предназначенный для постоянного пребывания в море в плавучем состоянии. Для признания того или иного сооружения судном не имеет значения, снабжено ли оно собственным двигателем, находится ли на нём экипаж, перемещается оно или находится преимущественно в стационарном плавучем состоянии (например, плавучий док, дебаркадер)[3]. Такое же определение, кроме моря, распространяется и на внутренние водоёмы и реки.

Определение судна в основных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы и взаимоотношения в судоходстве:

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

Кодекс торгового мореплавания РФ определяет судно как «самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания»[4]. Под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для[5]:

  • перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
  • рыболовства;
  • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
  • лоцманской и ледокольной проводки;
  • поисковых, спасательных и буксирных операций;
  • подъёма затонувшего в море имущества;
  • гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
  • санитарного, карантинного и другого контроля;
  • защиты и сохранения морской среды;
  • проведения морских научных исследований;
  • учебных, спортивных и культурных целей;
  • иных целей.

Также КТМ РФ формализует понятия[4]:

  • маломерное судно — судно, длина которого не превышает 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12;
  • прогулочное судно — судно, общее количество людей на котором не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более чем 12, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на воде;
  • спортивное парусное судно — судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;
  • и другие.

Надзор за пользованием маломерными судами в России осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС).

Международные правила предупреждения столкновений судов в море

МППСС под судном подразумевают все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда, экранопланы и гидросамолёты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде[6].

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода[7].

Комментарий к статье 211 Уголовного Кодекса РФ

Основной объект преступления — общественная безопасность. Дополнительный объект — отношения по охране жизни и здоровья, собственности граждан и юридических лиц.

Факультативный объект — отношения по охране жизни человека.

Угон воздушного судна является преступлением международного характера. Еще в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (г. Гаага, 16 декабря 1970 г.) отмечалось, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации .

——————————— Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

Положения о преступности аналогичных действий с морскими судами содержатся в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в г. Риме 10 марта 1988 г.) <2>.

———————————<2> СРФ. 2001. N 48. Ст. 4469.

Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

Понятие воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан, планер и др.).

Судно водного транспорта — морское, речное, озерное самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. К целям судоходства относятся перевозка грузов, пассажиров, буксировка судов и других плавучих объектов, проведение поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, гидротехнических, подводно-технических работ, спасательных операций, проведение научных исследований и некоторые другие цели (учебные, спортивные, культурные). Предметом угона являются корабли, яхты, паромы, катера, подводные лодки, буксиры, плавучие краны и другие подобные технические сооружения. Не охватываются составом ст. 211 УК РФ маломерные водные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы), гребные лодки, байдарки.

Определение железнодорожного транспортного средства (подвижного состава) приведено в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2). Это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры (например, дрезины).

——————————— СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

Объективная сторона преступления включает действия двух видов: 1) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; 2) захват такого судна или состава в целях угона.

Угон — это противоправное завладение судном воздушного, водного транспорта, а также подвижным железнодорожным составом и использование его для полета, поездки или в качестве плавающего средства.

Захват означает противоправное завладение судном воздушного, водного транспорта, а также подвижным железнодорожным составом и установление над ним контроля с целью последующего угона.

Захват и угон возможны как в отношении движущегося, так и находящегося на стоянке судна либо железнодорожного подвижного состава. По ч. 1 ст. 211 УК РФ угон и захват могут быть совершены без насилия, с использованием обмана, с применением или угрозой применения насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, ограничение свободы в виде связывания, запирания, удержания). Угроза применения насилия означает запугивание потерпевших немедленным применением насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Насилие или угроза его применения могут адресоваться экипажу судна или подвижного железнодорожного состава, пассажирам, техническому персоналу, охранникам и любым другим лицам, пытающимся воспрепятствовать совершению преступления.

Состав угона формальный, деяние окончено с момента начала движения транспортного средства или, если судно во время угона находилось в движении, с момента изменения направления движения. Захват также является формальным составом преступления. Он окончен с момента завладения судном. Наступления общественно опасных последствий для признания преступления оконченным не требуется.

С субъективной стороны деяние характеризуется прямым умыслом. При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Мотивы совершения преступления могут быть любыми — корыстными, хулиганскими, стремление использовать судно или железнодорожный подвижной состав для совершения преступления, желание покататься.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующими признаками состава преступления, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи УК РФ, являются:

— п. «а» — совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

— п. «в» — применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

— п. «г» — применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Признаки, указанные в п. п. «а» и «г» ч. 2 ст. 211 УК РФ, имеют такое же содержание, что и раскрытые ранее п. п. «а» и «в» ч. 2 ст. 206 УК РФ «Захват заложника».

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Указанные последствия охватываются составом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 211 УК РФ, и квалификации по совокупности со ст. ст. 115, 112, 111 УК РФ не требуется. Угроза может выражаться в угрозе убийством или причинении любого по степени тяжести вреда здоровью. Форма угрозы не имеет значения для квалификации преступления. Она может быть выражена вербально, жестами, запиской и т.п. При угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью все содеянное охватывается признаками п. «в» ч. 2 ст. 211 УК РФ и вменение ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» не требуется.

Особо квалифицирующие признаки угона или захвата судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава (ч. 3 ст. 211 УК РФ) следующие: совершение деяния организованной группой либо наступление по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий. В случае наступления последствий в виде смерти или тяжкого вреда здоровью состав преступления является материальным, субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленным совершением захвата либо угона и неосторожным (как легкомыслием, так и небрежностью) отношением к последствиям.

Умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам при угоне или захвате требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ.

Иные тяжкие последствия могут состоять в уничтожении, повреждении судна или железнодорожного состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью многих лиц и т.п. Это признак оценочный, подлежащий установлению в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.

Об использовании синонима «корабль»

Термин «корабль» в отношении плавсредств[прим. 1] в русском языке имеет три значения: 1) крупное морское судно;[8] 2) военное судно;[8] 3) трёхмачтовое парусное судно с полным парусным вооружением.[9] Зачастую под кораблём понимают второе значение — «исключительно военное судно, то есть судно в составе ВМФ, несущее военно-морской флаг», ошибочно считая неправильным использование термин «корабль» в отношении гражданских судов. Тем не менее, в соответствии с первым значением термина, его применение в отношении невоенных (гражданских) судов совершенно допустимо, однако следует понимать, что понятие «судно» шире, чем синоним «корабль» — так, и надувная лодка, и плавучий причал являются судами, но кораблём назвать что-либо из них некорректно. Поэтому ряд терминов и произведений, использующих в названии термин «корабль» — «теория корабля», «история корабля», «мореходные качества корабля» и другие — закономерно относятся и к невоенным судам.

В свою очередь применение термина «судно» к боевым единицам ВМФ формально не является ошибочным (все корабли являются подмножеством судов), но на практике по возможности не используется (или по крайней мере с определением — «военное судно»).

Также зачастую можно встретить мнение, что словосочетание «военный корабль» является ложной семантической связью (как «масло масляное»), что тоже не верно — сочетание «военный корабль» — не только правильно семантически, но и является юридическим термином.[9]

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий