История создания повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

Действующие лица

350px-masha-grinev.jpg Маша и Гринёв. Рисунок П. П. Соколова.

  • Пётр Андреевич Гринёв [23], 17-летний недоросль, ещё будучи в утробе матери записанный в гвардии Семёновский полк; во время описываемых в повести событий — прапорщик. Как раз он и ведёт повествование для своих потомков в правление Александра I, пересыпая рассказ старомодными сентенциями[10]. В черновой версии содержалось указание, что Гринёв умер в 1817 году. По оценке Белинского, это «ничтожный, бесчувственный характер»[24], который нужен автору как относительно беспристрастный свидетель поступков Пугачёва[10]. Однако по мнению Ю. М. Лотмана в Петре Андреевиче Гринёве «есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен»[25]:276.
  • Колоритная фигура Емельяна Пугачёва , в котором М. Цветаева видела «единственное действующее лицо» повести[26], несколько заслоняет собой Гринёва. П. И. Чайковский долгое время вынашивал замысел оперы по «Капитанской дочке»[27], но отказался от него из-за опасений, что цензура «затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачёвым», ибо тот выведен у Пушкина «в сущности удивительно симпатичным злодеем»[28].
  • Алексей Иванович Швабрин , антагонист Гринёва, — «молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым» и волосами, которые «черны как смоль». Ко времени появления Гринёва в крепости уже пять лет как был переведён из гвардии за дуэль. Слывёт вольнодумцем, знает французский, разбирается в литературе, но в решающий момент изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. В сущности, чисто романтический негодяй (по замечанию Мирского, это вообще «единственный у Пушкина негодяй»[1]).
  • Марья Ивановна Миронова , «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»; дочь коменданта крепости, давшая название всей повести. «Одевалась просто и мило». Чтобы спасти возлюбленного, едет в столицу и бросается в ноги царице. По замечанию князя Вяземского, образ Маши ложится на повесть «отрадным и светлым оттенком» — как своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной[29]. В то же время Чайковский сетует: «Мария Ивановна недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего»[28]. «Пустое место всякой первой любви», — вторит ему Марина Цветаева[30].
  • Архип Савельич , стремянной Гринёвых, с пяти лет приставленный к Петру в качестве дядьки. Обращается с 17-летним офицером как с малолетним, помня наказ «смотреть за дитятей»[31]. «Верный холоп», но лишённый холопства нравственного — прямо выражающий неудобные мысли в лицо и барину, и Пугачёву. Образ самоотверженного слуги принято относить к наиболее удачным в повести. В его наивных хлопотах о заячьем тулупе заметны следы типажа комического слуги, характерного для литературы классицизма.
  • Капитан Иван Кузьмич Миронов , комендант Белогорской крепости, бодрый старик высокого роста. Выходец из солдатских детей, не получивший никакого образования. За сорок лет службы приобрёл репутацию хорошего офицера. Дома носит колпак и китайчатый халат. Во всём почти подчиняется воле умной и проницательной супруги. По замечанию Цветаевой, «тип почти комический, если бы не пришлось ему на наших глазах с честью умереть». Ю. Айхенвальд отмечает духовное родство капитана Миронова со штабс-капитаном Максимом Максимычем у Лермонтова и капитаном Тушиным у Толстого: он «лучше всех воплощает это скромное величие, этот высший героизм простоты», который вырастает у Пушкина «из будней, из скромного и неэффектного материала»[32].
  • Василиса Егоровна Миронова , супруга коменданта, «старушка в телогрейке и с платком на голове», владелица единственной крепостной девки Палашки. Имеет репутацию «прехраброй дамы». «На дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Предпочла погибнуть рядом с мужем отъезду в безопасный губернский город. По оценке Вяземского, этот образ супружеской верности «удачно и верно схвачен кистью мастера»[29].

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Читайте также:  Конкурсные сочинения «Детство-счастливая пора»

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

Глава 10. Осада города

Гриневу удается добраться до Оренбурга. Власть принимает решение не идти в наступление, а держать оборону, несмотря на уверения Петра использовать тяжелую артиллерию.

Пугачев уже подошел к городу. Долгие дни осады превращаются в мучения. Повсюду голод и бедность. Петр встречает Максимыча, из Белогородской губернии. Он передает парню письмо от Маши. Девушка пишет любимому, что Швабрин насильно удерживает ее в плену, требуя стать его женой. Гринев просит у властей помощи, но ему отказано дать солдат.

Объяснение сюжета

Смысл сюжета кроется в названии «Капитанская дочка». Об этом нередко школьников просят писать сочинения. Тема любви к капитанской дочке Марии становится катализатором всех поступков Гринева. Ради возлюбленной он проявляет самоотверженность. Прожигатель жизни превращается в доблестного героя, не пасующего перед лицом верной смерти. Действия, совершенные Гриневым во имя любви к Марии, вызывают у разбойника Пугачева уважение.

На заметку! Важное место в произведении занимает сказка. Смысл сказки про орла и ворона, рассказанной Пугачевым Гриневу, заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем длинную и непреодолимо скучную. При этом, если Пугачев считает себя орлом, то Гринев между двумя птицами не видит никакой разницы: убивая, они все питаются мертвечиной.

Глава 11. Мятежная Слобода

Петр держит путь в Белогородскую крепость за Марией. По пути, его со старым слугою схватили пугачевские сподвижники. Они привели путников к своему правителю. Гринев не стал изворачиваться, и рассказал тому всю правду о том, что едет спасать возлюбленную сироту, которую силой в плену удерживает Швабрин.

Пугачев едет вместе с Петей, чтобы наказать того, кто обидел его невесту. По дороге он говорит, что собирается напасть на Москву, хотя понимает, что может быть схвачен.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий