«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»: невероятные факты о самом популярном новогоднем фильме нашей страны

Мягков получил роль Лукашина случайно

Сейчас нам сложно представить, что Женю Лукашина мог сыграть кого-либо кроме Андрея Мягкова. Однако этот актёр стал Лукашиным абсолютно случайно. Дело в том, что сыграть главную роль в «Иронии судьбы» горел желанием Андрей Миронов. Но Рязанов понимал, что это совсем не его типаж и соглашался дать Андрею только роль Ипполита. Тот отказался.

Когда в кастинге возник некоторый простой, а начальство уже требовало список актеров, ассистентка Рязанова предложила ему взглянуть на своего друга, малоизвестного актера Мягкова, чтобы без дела не сидеть. Это было удивительно, но Рязанов, увидев игру этого человека с маловыразительной внешностью, сразу понял: вот же он, тот самый Лукашин, которого они так долго искали.

c3b1e3c97884b07a11fbd964606e067d-700x511.jpg

Пенопласт и вата вместо снега

Снега в 1975 году было мало, а потому декораторам пришлось постараться, чтобы на экране зрители увидели настоящую зиму. В ход шла измельченная бумага и шарики пенопласта, а на крышах была разложена вата. Для того, чтобы снег кружился и вместе с ветром залетал в форточки, использовались так называемые ветродуи.

f76619a094e5252cd375143d0e824e33-700x421.jpg

Импровизация Яковлева

Знаменитых фраз Юрия Яковлева «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» не было в сценарии фильма, актёр придумал их на ходу.

Позже он признавался, что рыба была действительно отвратительной.

0a9ab62b60931e61c79eaf834bdc4155-700x445.jpg

Психологический анализ Нади

Надя может служить примером того, как женщина, не осознающая себя и свои жизненные сценарии просто играет роли в мужских проекциях. В ее словах и действиях было мало осознанного и много бессознательного, пространного, диффузного.

Помните фильм с Джулией Робертс, «Сбежавшая невеста», где героиня в каждых новых отношениях любила ту яичницу, которую любил ее партнер.

Непонятно про что Надя переживала, она давала реакцию и мужчина бросался ее спасать, защищать или успокаивать, не зная от чего. Эта неопределенность порождает множество догадок и проекций, и заключает в некоторую слиятельную тюрьму. Что-то вроде: я не понимаю, что происходит и почему, кто виноват и что делать.

Основательно убедиться в дифузности границы Нади, ее лёгкости в принятии мужских проекций на себя помогли три аспекта равные примерам троих ее отношений.

Первые отношения Нади

Первые отношения, которые нам озвучивают – это рассказ о женатом мужчине, любовная связь с которым длилась 10 лет.

Надя не озвучила, что держало ее так долго в этих отношениях: сильная любовь, надежда, что бросит жену или незнание о том, что избранник женат. Мы знаем, только что она виделась с ним только два раза в будние дни, ненавидела праздники и выходные, и терпела это десятилетие.

Рассказывает Надя эту историю очень грустным и подавленным голосом, но вроде исключается из уравнения то, что она выбирала оставаться в таких неудобных отношениях такой длительный срок.

Вторые отношения Нади — Ипполит

Вторые отношения – это отношения с Ипполитом. С порога мы сразу видим, какая Ипполиту нужна женщина, и Надя успешно выполняет эту роль. Удивительно, что спустя год отношений, они всё ещё продолжают вести себя так напряжённо, так играть и стараться.

Хотя скорее, кажется что старается Надя, ведь Ипполит предполагаю, искренне верит в свою проекцию на нее. В его модели отношений он статный солидный мужчина, а женщина рядом муза, вдохновительница, нежная, очень женственная, немного глупая и рассеянная, чтобы он своей мужественностью и уверенностью мог ее спасать, подставлять плечо, быть каменной стеной.

Ипполит воспитывает ее, как родитель, а она бегает возле него как принцесса.

Третьи отношения Нади — Женя Лукашин

Третье — это появление садизма в отношениях с Женей, который для него был как сладкий мед. Похоже, она считывала неосознанно то, в чем он нуждается. Эта сцена напомнила мне «Венеру в мехах», Захера-Мазоха. Сможете представить такую картину с Ипполитом? Мне вот сложно.

Более того, с Ипполитом она совсем другая. Этот садизм проявляется и в ситуации с фотографией, где она демонстративно ставит фото Ипполита перед Женей и запрещает его трогать.

Что примечательно, Женя и Надя ничего не проясняли и ничего четко не обсуждали, это были либо эмоциональные игры, или пространные философские выражение. Никто не говорил ничего конкретного. Вот почему сцена с пьяным Ипполитом произвела такой отрезвляющий эффект, как это не абсурдно звучит.

Ипполит пришел и рассказал обо всем, что происходит, вывел на уровень сознания.

Ипполит емко объяснил всю происходящую ситуацию, а в конце добавил свою великую фразу «Какая гадость эта ваша заливная рыба!»

То же, что и сделал Женя до этого про отношения с Ипполитом, про что переживали Женя и Надя, когда периодически вздыхали.

Что мучило Надю: что она потеряла Ипполита, или что она потеряла возможность выйти замуж, или что Женя из Москвы, или что она не знает кого выбрать, или что у Жени есть Галя или что про нее подумают в школе? Непонятно. Но она приглашала Женю в утешение.

Сюжет[править]

«

А дома́ — близнецы, На одно лицо.

</span>

»
— Андрей Фрейдин

Жил-был в Москве простой советский доктор, хирург Евгений Михайлович Лукашин (Андрей Мягков). И были у него мама, Марина Дмитриевна Лукашина (Любовь Добржанская), и невеста Галя (Ольга Науменко). И были у него друзья Павлик, Мишка и Саша (Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский) — «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Ну это давно повелось». Но случилось, что друзья перебрали. Женя и Павлик просто вырубились, а Мишка и Саша помнили, что кто-то из них должен лететь в Ленинград. Уже в аэропорту с помощью пьяной логики они пришли к выводу, что летит Женя (хотя на самом деле в Ленинград нужно было Павлику), которого и посадили в самолёт — а Лукашин по пьяни не заметил ни перелёта, ни пешего пути из самолёта в ленинградский аэровокзал. Несколько придя в себя в аэропортовом кресле, он дошёл до такси, назвал свой адрес (3-я улица Строителей[1], дом 25, квартира 12), приехал в знакомый дом, открыл квартиру своим ключом и уснул среди знакомой мебели.

Через некоторое время его бесцеремонно разбудила настоящая хозяйка квартиры — учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва (Барбара Брыльска, озвучивала Валентина Талызина). Они поругались, но после предъявления паспорта с пропиской по этому же адресу (!) (только в другом городе, ага) она смирилась с тем, что какое-то время незнакомый человек будет присутствовать в её жизни.

А потом влюбилась в него. И дала от ворот поворот своему жениху, Ипполиту Георгиевичу (Юрий Яковлев). И веселилась в компании двух подруг и коллег — Тани (Лия Ахеджакова) и Вали (Валентина Талызина). Невзирая на ревность Ипполита, который обиделся и ушёл.

Во второй серии Ипполит вернулся, подрался с Женей, Надя выгнала обоих, Женя вернулся за портфелем с «ценным веником», полетел в Москву… Ага, опять оставив портфель. И Надя, поняв, что это судьба, отправилась за ним. С веником.

Кроме пьянки и любви, а также мультипликационной заставки, в которой высмеивается однотипная застройка (автор — известный советский карикатурист — Виталий Песков), в фильме есть ещё пара пассажиров самолёта: раздражённый персонаж Рязанова, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин, и депрессивный пассажир из Красноярска (Готлиб Ронинсон). И много культовых песен на музыку Микаэла Таривердиева:

  • Со мною вот что происходит (слова Евгения Евтушенко, исп. Сергей Никитин)
  • Никого не будет в доме (Борис Пастернак — Никитин)
  • По улице моей (Белла Ахмадулина — Алла Пугачёва)
  • На Тихорецкую состав отправится(Михаил Львовский — Алла Пугачёва)
  • Если у вас нету тёти (Ария московского гостя) (Александр Аронов — Никитин)
    • Таривердиев считал стихотворение «Песня о собаке» простоватым и никак не хотел писать музыку. Уговорили, и не зря.
  • Мне нравится (Марина Цветаева — Пугачёва)
  • Я спросил у ясеня (Владимир Киршон — Никитин)
  • У зеркала (Цветаева — Пугачёва)
  • Баллада о прокуренном вагоне (Александр Кочетков — Мягков и Талызина).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий