Иерархия в вузе: кто главнее проректор, ректор или декан

«У нас не были объявлены еще выборы ректора, а эту процедуру пока никто не отменил»

Одной из тех, кто считал: на правильный путь вуз может поставить только человек, работающий в КАИ достаточно давно и знающий сильные стороны всех основных сотрудников, была Анна Свирина, директор института инженерной экономики и предпринимательства КНИТУ-КАИ. Как заявляла она «Реальному времени» в феврале, самым подходящим кандидатом на пост ректора КАИ был Лопатин, нынешний проректор вуза: «У человека, который работает в должности проректора, самое большое представление о том, кто на что способен и как кого можно сконфигурировать. Так что лично я поддерживаю кандидатуру Лопатина. Лучшие ректоры КАИ были каистами. Так что хочется попробовать еще раз». Сегодня Анна Свирина не стала как-то комментировать фигуру Тимура Алибаева, который, собственно, никакой КАИ вообще не оканчивал, но намекнула, что пока никаких выборов не было, говорить с уверенностью, что он будущий ректор КНИТУ-КАИ, не стоит.

224874e51549a75f.jpg
— Я сторонник соблюдения законной процедуры. У нас не были объявлены еще выборы ректора, а эту процедуру пока никто не отменил. Поэтому ответ на вопрос, чем в первую очередь Алибаев должен заняться, простой — выборами! Замечу также, что кандидатуры Тимура Алибаева нет в списке заявленных кандидатов на пост ректора. Он исполняющий обязанности, и как и.о. он, наверное, должен что-то делать по операционной деятельности университета. Но сейчас есть законная процедура, называется эта процедура «выборы». Собственно, я думаю, главной и первоочередной его обязанностью на ближайшее время будет соблюдение закона.

«Как может человек, не будучи доктором наук, командовать докторами-профессорами?»

Сегодня в вузе информацию о назначении Алибаева и.о. ректора встретили настороженно. Правда, не все захотели комментировать приход варяга официально. Так, один из профессоров на условиях анонимности рассказал «Реальному времени», что по большому счету ни одна из четырех других кандидатур (отметим, что Алибаев не был и пока не является официальной кандидатурой) на должность ректора не отвечала всем запросам сотрудников вуза.

— Я даже не про самого Алибаева говорю, но как может человек, не будучи доктором наук, командовать докторами-профессорами, заведующими кафедрами и факультетами? Как он может в условиях того, что творится, в частности, вчера творилось в Казани, руководить таким гигантским вузом? Или как может руководить, например, человек, который уничтожает все гуманитарные предметы, какие только может и которые ни в коем случае нельзя было уничтожать? Поэтому далеко не всех устраивали кандидатуры, выдвинутые и самим университетом!

Кто именно имелся в виду из двух кандидатур, выдвинутых самим КАИ, не совсем ясно. Заметим, впрочем, что таковых по сути двое. Это Алмаз Гайсин, заведующий кафедрой технической физики КНИТУ-КАИ (выдвинут решением ученого совета физико-математического факультета), и Алексей Лопатин, действующий проректор вуза по образовательной деятельности и воспитательной работе (выдвинут решением ученого совета Института радиоэлектроники и телекоммуникаций).

Как уже писала газета «Реальное время» в феврале этого года, когда список из четырех кандидатур был только представлен, жизнь 41-летнего доцента Алексея Лопатина давно связана с родным вузом: он выпускник КАИ, двигателист-ракетчик, сейчас заведует кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок. Карьеру в вузе начинал с должности секретаря приемной комиссии, был председателем совета молодых ученых, главой совета выпускников вуза.

78b7212cc3f9f8f4.jpg
Гайнутдинов (на фото) проиграл в итоге Гильмутдинову, не в последнюю очередь, говорили в коридорах университета, из-за своей независимости. Фото kai.ru

Виды ученых званий

Все ученые звания, а также порядок их получения, на территории РФ были утверждены еще в 2002 году, и с тех пор никаких поправок и корректировок в законодательный документ внесено не было.

Итак, какие есть варианты?

Доцент – это самое распространенное звание в вузе. Чаще всего доцентами являются преподаватели – лекторы.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Кроме того, это могут быть научные сотрудники и другие педагоги высших учебных заведений, которых выделили на ученом совете факультета.

Что это означает?

Преподаватель может занимать должность доцента, но не соответствовать этому званию. Такую ответственность назначения берет на себя высшее руководство, исходя из способностей и компетентности претендента.

Для преподавателя это хороший старт, поскольку, занимая должность доцента, в скором времени можно получить это ученое звание.

Как это возможно?

Для повышения своей квалификации и присвоения столь почетного звания требуется:

• Проработать в должности доцента не менее года;

• Обязательно иметь научно-педагогический стаж от 5 лет;

• Являться автором или соавтором научных работ или учебно-методических пособий.

Профессором является педагог высокого уровня компетентности с углубленными познаниями в той или иной области науки или искусства.

Получить это звание тоже реально, но для этого требуется:

• Быть научно-педагогическим работником;

• Преподавать в вузах;

• Иметь собственные научные достижения;

• Быть работником государственных академий наук по официальным аттестационным документам.

В общем, нужно иметь не только педагогический стаж в работе, но и «голову на плечах» – делать открытия, внедрять ноу-хау, издавать справочную литературу и дидактический материал, а также стремительно прогрессировать в изучаемой сфере образования.

Так что получить столь почетное звание совсем непросто, зато потерять несложно.

В заключение можно добавить, что оба ученых звания «доцент» или «профессор» должны быть в обязательном порядке подкреплены официальным документом.

Если же преподаватель просто занимает должность доцента или профессора, то у него нет соответствующей документации; мало того, он может быть смещен на другую должность при трудоустройстве дипломированного профессора или доцента.

Среди ученых званий также известны член-корреспондент и действительный член Академии наук.

Подробно обсуждать эти звания не будем, поскольку в студенческой жизни они встречаются не так часто.

Почётная степень: что это такое, и кому присваивается?

Чтобы получить ученую степень без особых хлопот, имеется еще один вариант — «почётная степень» доктора наук.

Она выдаётся академиями, высшими учебными заведениями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований.

Но в чем подвох?

Дело в том, что претендент на почётную степень должен сильно отличиться, либо достичь в своей специальности нереальных успехов.

Если опять-таки сравнивать с морской тематикой, то это представление к внеочередному званию, либо награде.

Такие преподаватели всегда на хорошем счету, и многие вузы мира готовы в любой момент предоставить им работу.

Советуем почитать: Будучи студентом…Обязательно сделай ЭТО!

Иметь почетный диплом – это самая большая жизненная удача, которая позволяет максимально реализовать себя в выбранном направлении знаний.

Сразу стоит оговорить, что такой диплом не выдается по медицине; а почетная степень может, как назначаться, так в дальнейшем и сниматься.

В любом случае учёная степень подтверждает научную квалификацию и компетентность своего обладателя, а также его способности к успешной научной деятельности.

Что лучше всего выбрать?

Как показывает практика, получить ученую степень гораздо сложнее, поэтому подавляющее большинство педагогов делает свой выбор в пользу ученого звания.

Советуем почитать: Обзор 5 полезных сайтов для учёбы

Чтобы понять все сложности и подводные камни, важно всегда помнить о таких характеристиках:

1. Если соискатель блестяще выполнил и защитил диссертацию, то ему присваивается ученая степень; а если он имеет допустимый стаж, знания и должность в педагогической практике, то ему положено присвоение ученого звания.

2. Аттестат профессора или доцента подтверждает ученое звание, тогда как диплом доктора или кандидата наук – ученую степень.

3. Получить ученую степень сложнее.

А теперь все то же самое, но доступным языком! Итак, если вы работаете в университете преподавателем, то однозначно должны «расти».

Для этого требуется получить ученую степень и ученое звание. Сразу уточню, что дело это ни одного дня и даже ни месяца, но при желании вполне достижимо.

Учёная-степень.jpg

Конечно, первые пять лет своей педагогики нужно посвятить наработке стажа, но в это время рекомендуется принимать активное участие в научных разработках, участвовать в конференциях и углубленно изучать свою диссертацию.

Дальше все зависит от способностей и амбиций, но сразу стоит уточнить: ученая степень – это колоссальный в плане интеллектуальной деятельности труд, а ученое звание – это, скорее, благодарность за проработанные годы и большая удача.

Если говорить языком моряков, то воинские звание дают за выслугу лет, а внеочередное звание (в нашем случае ученая степень) получают те, кто внепланово отличился.

Как показывает практика, большинство отечественных преподавателей выбирают ученые звания и стремятся к написанию диссертации, а о научных трудах и не помышляют.

Здесь каждому свое: решать только педагогу! В любом случае к обладателям ученой степени относятся уважительней, а на звания не всегда внимание обращают.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий