«Горят заставы». За что воевали на границе Киргизии и Таджикистана

Спор за воду

909422200310.6779-900x.jpeg

Фото © ТАСС / AP / Vladimir Voronin

Примерно в четыре часа ночи (01:00 по Москве) таджикская сторона начала обстреливать проезжающие автомашины граждан Киргизии в приграничной зоне Баткенского района Киргизии. Пограничные войска республики были вынуждены открыть огонь в сторону Таджикистана для защиты своих граждан. С такой версией начала новой эскалации конфликта выступили представители Государственного комитета национальной безопасности Киргизской Республики.

В Таджикистане версию соседнего государства категорически отвергают и обвиняют Бишкек в начале новой эскалации. По словам представителей Пограничных войск ГКНБ Таджикистана, конфликт якобы начался ранее, когда граждане Киргизии закидали камнями и избили жителей таджикского села Ходжаи Аъло на участке водораспределительного пункта Головной в верховьях реки Исфары. А ночная перестрелка якобы стала уже следствием побоища. Но и огонь открыли опять же киргизы, утверждают таджикские силовики.

Приграничный спор между Таджикистаном и Кыргызстаном тянется ещё со времён Советского Союза, но Москве удавалось потушить конфликт. После распада СССР ситуация резко обострилась. Стороны до сих пор не могут договориться между собой, демаркированы только 504 из 970 километров общей границы. Более чем 70 участков являются спорными.

Водораспределительный пункт Головной, который предназначен для осуществления ирригационных работ трёх стран — Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана, находится как раз на одном из спорных участков. Таджикские власти обвиняют киргизскую сторону в оккупации территории, на которой расположено сооружение.

За прошедшие два года между странами произошло как минимум четыре серьёзных боестолкновения, которые привели к человеческим жертвам или ранению мирных жителей. Предыдущее обострение случилось практически ровно год назад и также в Исфаринском районе Таджикистана. Двое граждан этой республики получили тяжёлые огнестрельные ранения.

Экономика[править | ]

Таджикистан — аграрно-индустриальная страна, одна из наиболее бедных стран мира, несмотря на немалый экономический потенциал. По расчетам Международного валютного фонда, 63 % населения живут меньше чем на $2 (по паритету покупательной способности) в день. Длительная война, связанные с ней разрушения и людские потери привели к резкому спаду в экономике (ВВП в 1995 составлял лишь 41 % от показателя 1991). За последние мирные годы экономика и уровень жизни значительно поднялись.

На сельское хозяйство приходится 30,8 % ВВП, на промышленность — 29,1 %, сектор услуг — 40,1 %.

Основным сектором экономики остаётся государственный. Государство контролирует большую часть крупных промышленных предприятий.

Экономика страны находится в огромной зависимости от средств, зарабатываемых трудовыми эмигрантами. Число таджикских граждан, занимающихся трудовой деятельностью в России, насчитывает 1 млн человек. В 2005 г. они официально перевели на родину, по данным Международного валютного фонда, 247 млн. долл. Реальный объём пересылаемых денег, по оценке ЕБРР, — около 1 млрд долл. (то есть половина ВВП страны), при этом свыше 90 % средств переводятся из России. Эти деньги, однако, не инвестируются, а тратятся на текущее потребление.

Экспорт алюминия, который обеспечивает половину экспортных поступлений, в 2005 принёс лишь 550 млн. долларов. На втором месте — экспорт хлопка.

В октябре 2004 года было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве между правительством Республики Таджикистан и ОАО «Русский алюминий» («Русал»), согласно которому президент Эмомали Рахмонов обещал продать «Русалу» Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ), а «Русал» должен был построить Рогунскую ГЭС. Это соглашение, однако, не было выполнено.

Сельское хозяйство[править | ]

Главные сельскохозяйственные культуры:

  • хлопок,
  • шёлк,
  • зерно,
  • табак,
  • овощи,
  • фрукты.

Энергетика[править | ]

Таджикистан обладает большими гидроэнергоресурсами (реализованными пока лишь на 5 %), являясь одной из самых обеспеченных гидроэнергоресурсами стран мира (восьмое место по абсолютным запасам, 300 млрд. кВт/ч. в год). Среди стран СНГ он по этому показателю занимает 2-е место после России.

Крупнейшие ГЭС:

  • Нурекская
  • Сангтудинская (достраивается РАО ЕЭС)
  • Рогунская (предполагалось завершение строительства с участием российской компании «Русал»).

Промышленность[править | ]

Развита горнодобывающая промышленность:

  • угледобывающая (Шурабское месторождение бурого угля),
  • газодобывающая (месторождения в Вахшской и Гиссарской долинах), *цветная металлургия (свинец, цинк, висмут, ртуть, вольфрам. молибден, золото)
  • лёгкая промышленность, тесно связанная с переработкой с.-х. сырья.

Внешняя торговля[править | ]

Импорт равняется 890 млн. (2003): чёрный металл, продукция лёгкой промышленности, автомобили, сельскохозяйственная техника, фармацевтическая продукция, медицинское оборудование и.т.д

Экспорт равняется 750 млн. долл.: Aлюминий, свинец, цинк, редкоземельные металлы (ванадий, окись урана), продукция лёгкой промышленности (хлопковые и шёлковые ткани), хлопок, сельскохозяйственная продукция (овощи и фрукты).

Цели объединения

Цели создания СНГ указаны в его Уставе.

К ним относится:

  • сотрудничество во всех сферах экономики и культуры;
  • развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
  • сокращение гонки вооружений, военных расходов, ликвидации ядерного арсенала оружия;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров внутри объединения.

Если говорить коротко, то объединение должно способствовать более полному раскрытию социально-экономического потенциала каждого государства и взаимовыгодному сотрудничеству.

От революции до автономии

До октябрьской революции территории современного Таджикистана находились сразу под двойным протекторатом. Во-первых, к тому моменту на протяжении четырех веков эти земли были частью Бухарского эмирата, причем зачастую считались самым бунтующим районом восточного государства. Во-вторых, в 1873 году, после англо-русского соглашения о разделе сфер влияния на Востоке Таджикистан попал под влияние Российской империи, став южной оконечностью Туркестанского генерал-губернаторства. 

Царь, несмотря на скорее пренебрежительное отношение к далеким территориям, все же помог таджикам совершить качественный рывок. Развивалось образование, открывались школы и библиотеки. Однако любому народу хочется большего. В идеале и вовсе – независимости. Поэтому октябрьская революция максимально быстро вошла в резонанс с сердцами таджикского народа. Уже в ноябре 1917 года там начали возникать территории, контролируемые советской властью. А к сентябрю 1920-го удалось полностью свергнуть Бухарский эмират. Кстати, последний очаг сопротивления империи советской власти находился как раз на территории современного Душанбе.

Но отвоевать земли – это одно. А вот управлять ими – совсем другое, притом гораздо более сложное, дело. Владимир Ленин предпочел раздать народам по своей территории для жизни и развития. Каждый мог получить землю по принципу самоопределения. В Кремле решили просто провести границы по приблизительным местам проживания различных народов социалистических республик. В результате был образован Туркестан, который стал этаким конгломератом из самых разных этносов, в основном тюркоязычных. Все персоязычные граждане были названы таджиками и отнесены в отдельную АССР – фактически, всего лишь область в составе Туркестана. Позже последний был реорганизован и поделен на Туркменистан и Узбекистан, в состав которого и вошли таджикские земли.

Во многом нежелание Москвы отдать таджикам отдельную территорию было обусловлено тем, что народ там считался одним из самых своевольных. Не хотели персоязычные народы больше жить ни под началом Бухареста, ни под предводительством коммунистов из Москвы. Многие становились басмачами или моджахедами, уходили партизанами в горы и пытались вести подрывную деятельность против советского правления. Любые светские реформы из столицы встречали резкую критику, указания на местах не выполнялись, традиционные ценности и верховенство ислама таджики считали более важными, чем любое светлое коммунистическое будущее, которое обещал Ленин.

Кроме того, так получилось, что в большевистской партии вообще не было ни одного представителя таджикского народа. В Москве свои интересы могли отстаивать русские, киргизы, узбеки, а вот таджики не могли. Просто ни у одного человека, который мог бы попросить о независимости, не было доступа ни к Ленину, ни позже к Иосифу Сталину.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий