Гидрокрекинговое масло – полусинтетика или «минералка»?

Чем гидрокрекинговое масло отличается от синтетического

Ситуация с позиционированием таких масел на рынке достаточно спорная. Несмотря на то, что способ их производства существенно отличается от процесса изготовления других видов автомобильных смазок, гидрокрекинговые масла в большинстве случаев отождествляются с синтетическими. Причем грешат этим не только маркетологи и продавцы – Американский Институт Нефти в официальном порядке приравнял их к синтетике.

chem-gidrokrekingovoe-maslo-otlichaetsya-ot-sinteticheskogo.jpg

Однако на практике отличий у HC-масел от синтетики немало, причем как позитивных, так и негативных:

  • Способ производства – для гидрокрекинга используется минеральная основа.
  • Стоимость – HC-синтез гораздо дешевле, чем производство полноценной синтетики, что положительно сказывается и на цене масел.
  • Стойкость к перегрузкам – по стабильности работы в тяжелых условиях синтетика все-таки на голову превосходит гидрокрекинговые масла. Поэтому последние придется чаще менять.
  • Устойчивость к перепадам температур – здесь HC-смазки показывают себя с гораздо более выгодной стороны, поскольку способны сохранять свою изначальную вязкость как при экстремально низких, так и при критически высоких температурах.
  • Смазывающие свойства – у гидрокрекинговых продуктов они лучше, поэтому снижаются нагрузки на двигатель в момент запуска и увеличивается его мощность. Однако стареет HC-масло существенно быстрее, чем синтетика.

Жесткий гидрокрекинг

Ж.г. — процесс, проходящий при давлении 10 МПа и температуре 380—400°С и избытке водорода в нескольких реакторах (стадиях), который направлен на получение дизельного топлива, керосиновых и бензиновых фракций.

Типичный материальный баланс жесткого двухстадийного гидрокрекинга

Продукция Выход % на сырье
Взято всего: 102,5
Вакуумный газойль (Фр.350-500°С) 100
ВСГ 2,5
Получено всего: 102,5
Углеводородные газы 7,5
Сероводород 1,8
Бензиновая фракция 22,7
Дизельная фракция 69,5
Гидроочищенная фракция 350—500°С
Потери 1

Качество дизельного топлива:

показатели Дизельное топливо 165—330°С
Плотность кг/м³, 810
Содержание серы %масс, 0,005
Йодное число г I2/100 г. 2,0
Температура застывания, °С −35
Цетановое число 48-50

Легкий гидрокрекинг

Л.г. — процесс, проходящий при давлении 5 МПа и температуре 380—400°С и избытке водорода в одном реакторе (стадии), который направлен на получение дизельного топлива и сырья каталитического крекинга.

Типичный материальный баланс легкого одностадийного гидрокрекинга

Продукция Выход % на сырье
Взято всего: 101,23
Вакуумный газойль (Фр.350-500°С) 100
ВСГ (водородсодержащий газ) 1,23
Получено всего: 101,16
Углеводородные газы 0,58
Сероводород 1,43
Бензиновая фракция 4,21
Дизельная фракция 34,0
Гидроочищенная фракция 350—500°С 59,29
Потери (в том числе ВСГ на отдувку) 1,65

Качество дизельного топлива:

показатели Дизельное топливо 165—360°С
Плотность кг/м³, 840
Содержание серы %масс, 0,005
Йодное число г I2/100 г. 2,0
Температура застывания, °С −15
Цетановое число 50-52

Процесс

Проводят действием водорода при 330—450 °С и давлении 5-30 МПа в присутствии никель-молибденовыхкатализаторов. В процессе гидрокрекинга происходят следующие превращения:

  1. Гидроочистка — из сырья удаляются сера-азотсодержащие соединения;
  2. Расщепление тяжёлых молекул углеводорода на более мелкие;
  3. Насыщение водородом непредельных углеводородов.

В зависимости от степени превращения сырья различают лёгкий (мягкий) и жёсткий гидрокрекинги.

Присадки

Для улучшение свойств к базовым маслам добавляются различные присадки. Они улучшают индекс вязкости, добавляют моющие свойства и защищают детали двигатели, когда масляная пленка разрушается. Рассмотрим их подробнее.

Модификаторы вязкости (Viscosity Index Improvers, VIIs)

Полимерные загустители представляют собой молекулы, которые легко растворяются в маслах I, II и III группы. При нагревании они расширяются, увеличивая вязкость, а при низких температурах, наоборот, сжимаются, занимая меньше места, тем самым снижая вязкость.

Существуют два типа загустителей:

  • Линейный полимер — неустойчив к механической деструкции и окисляется;
  • Звездообразный — сохраняет вязкость на всем протяжении работы, при сдвиговых нагрузках почти не разрушается.

Моющие присадки (детергенты)

Детергенты являются основными носителями щелочности, которая нейтрализует кислоты, возникающие в процессе сгорания топливно-воздушной смеси. Предотвращают образование нагара на поршнях и других деталях, а так же удерживают во взвешенном состоянии продукты загрязнения.

Диспергирующие присадки (дисперсанты)

Диспергенты предотвращают образование низкотемпературных отложений, шламов, а также забивание маслопроводов.

Модификаторы трения

Модификаторы трения — присадки, снижающие потери на трение, увеличивают топливную экономичность, а так же исключают сухое трение «металл-металл». Обладают высокой полярностью (т.е. легко прилипают к металлу), при этом легко деформируются. Наиболее известным представителем является молибден.

Антиокислительные присадки

Создают на поверхности сплавов цветных металлов защитную, непроницаемую для агрессивных веществ, пленку, тем самым защищают их от коррозии.

Депрессоры

Присадки, понижающие температуру застывания масла, препятствуя потере текучести при низких температурах из-за образования твердых кристаллов парафинов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий