чем отличаются по строению и по смыслу односоставные предложения и двусоставные

Грамматическая основа

Каждое простое предложение имеет предикативную основу, которую составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (либо одно из них).

К примеру: Преподаватель читает лекцию студентам.

Данное предложение построено по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол. Схема предложения выражает отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Теплятся в зелени лампадки; или из подлежащего, например: В березке над нами солнышко; или из сказуемого: Пахнет зеленой рощей. В глазах у меня туманится.

Слова, к которым можно задать вопросы от подлежащего или сказуемого, называются зависимыми словами (это второстепенные члены предложения).

Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Справа деревья тянутся, в светлой и нежной зелени. (И. Шмелёв)

Сказуемое с зависимыми словами образует состав сказуемого: Золотой скобкой в окно заглянул месяц. (М. Горький)

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

ПП с однородными членами предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному члену предложения и связанные между собой сочинительной связью. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

Однородные члены могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Распространенные имеют при себе зависимые слова. И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.

В предложении может быть не один ряд однородных членов. Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

Однородными членами предложения не являются:

  • повторяющиеся слова, произносимые с интонацией перечисления. Зимы ждала, ждала природа. Слова ждала, ждала  употребляются в предложениях для того, чтобы подчеркнуть множество предметов или длительность действия. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения;
  • два глагола в одной форме, выступающие в роли единого сказуемого (при втором слове стоит частица не или так). Кричи не кричи, хочешь не хочешь, гулять так гулять.
  • устойчивые сочетания с двойными союзами и … и, ни … ни. Например: и так и сяк, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо.
  • парные сочетания синонимического, антонимического или ассоциативного характера, например: шито-крыто, пошло-поехало, житьё-бытьё, любо-дорого, худо-бедно и т. п.; вопросы-ответы, купля-продажа, вверх-вниз, вперёд-назад и т. п.; хлеб-соль, (по) грибы-ягоды, (по) рукам-ногам, братья-сёстры, внуки-правнуки и т. п. Такие сочетания не разделятся запятой, а соединяются дефисом;
  • два глагола в одной форме, указывающие на движение и его цель или образующие смысловое целое. Идём себе разговариваем. Присядь отдохни.

Однородные члены связываются при помощи сочинительных союзов и интонации или только при помощи интонации.

Однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами:

  • соединительными (и, да (= и), ни … ни):  А цветы белые да пышные;
  • разделительными (или, то … то, либо и др.): Он с подозрением посматривали то на хозяина, то на вожатого;
  • противительными (а, но, да (= но), однако и др.): Она говорила мало, но толково.

В предложении с повторяющимися союзами всегда на одну запятую меньше, чем однородных членов.

Однородные и неоднородные определения

Определения бывают однородными тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией. Однородные определения характеризуют предмет или явление с одной и той же стороны (по цвету, материалу, свойствам и т. д.).

  • Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь.

Неоднородными определения бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они произносятся без перечислительной интонации.

  • Скворцы служат образцом доброй трудолюбивой семейной жизни.

Однородные члены предложения и обобщающие слова

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них. 

  • В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады.

После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова как- то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление. 

  • Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани.

После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (словом, одним словом).

  • Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

Односоставные предложения

Односоставные предложения — тип, в которых есть только один главный член, или подлежащее, или сказуемое.

Подразделяется на два вида: глагольные и субстансивные.

  • Глагольные — это те, в которых есть только глагол.
  • Субстансивные — в грамматическую основу которых входят только подлежащие.

Односоставные предложения делятся еще на несколько разновидностей.

Определенно-личные

В этом виде сказуемое обычно принимает форму первого или второго лица, глагол в повелительном или изъявительном наклонении. Часто в этих предложениях четко виден смысловой оттенок призыва, повеления, указания. Ко всем можно мысленно подставить соотвествующее местоимение.

Примеры:

  • Работайте усердно на заводах, товарищи! Тут есть четко выраженное повелительное наклонение, призыв к действию. Можно мысленно подставить — вы работайте усердно.
  • Люблю собак, они милые и преданные. Глагол в первом лице, можно мысленно подставить — я люблю.

Opredelyonno-lichnyie-predlozheniya-300x225.jpg

Неопределенно-личные

Глагол в третьем лице, действия производят неизвестные объекты, можно мысленно подставить «они». Обычно так делают, когда не знают, кто совершает действие или это уже невозможно узнать. Глагол используется в изъявительном наклонении.

Примеры:

  • Объявили, что наш рейс задерживается. Объявили какие-то «они», точно неизвестно, кто именно это сделал.
  • Много веков назад в Египте построили пирамиды. Построили неизвестные люди, уже невозможно определить, кто именно совершил действие.

Neopredelenno-lichnyie-predlozheniya-300x225.jpg

Обобщенно-личные

Главный член — сказуемое, действие можно отнести к кому угодно. Обычно это советы, инструкции, пословицы, крылатые выражения. Можно перепутать с неопределенно-личным типом, будьте осторожны. Действие так же совершают некие «они», но «они» — это любой человек, высказывание актуально для всех.

Примеры:

  • Цыплят по осени считают. Действие относится ко всем, потому что все считают «цыплят по осени».
  • Дареному коню в зубы не смотрят. Пословица применима ко всем, для всех считается невежливым проверять качество подарка.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngpredlozheniya_dvusostavnye_i_odnosostavnye.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. Предложения двусоставные и односоставные.

(Интегрированный урок русского языка и литературы по творчеству А.С.Пушкина)

                                                                  Заляева Р.К., учитель русского языка и   литературы               МОУ СОШ № 1,  г. Арск Арского района Республики Татарстан                                    

Тема урока « Предложения двусоставные и односоставные» считается новой для учащихся 8-ого класса, хотя  в курсе 5-7 классов мы говорим о предложениях, в которых не бывает или подлежащего, или  сказуемого, так как в речевой практике такие предложения встречаются часто. В качестве опережающего обучения   я   ввожу  термин «Двусоставные и односоставные » еще в 5 классе, эти немногие известные сведения об односоставных и двусоставных предложениях  активно используются на уроках.  Поэтому данный урок является не именно  знакомством с новой темой, а конкретизацией ранее изученного, и большее внимание будет уделяться на использование таких предложений в произведениях А.С. Пушкина.

ЦЕЛЬ:

-Совершенствование знаний о двусоставных предложениях;

             знакомство с односоставными предложениями: с главным  членом предложения подлежащим и с главным членом сказуемым;      распространенные и нераспространенные;

          – развитие навыков определения  грамматической основы                      предложения; односоставные или двусоставные предложения на основе стихов А.С.Пушкина.

          -воспитание любви к природе и внимательного к ней отношения.

Оборудование:

  1. сборники стихотворений А.С.Пушкина;
  2. произведение К.Паустовского «Золотая роза».

ПЛАН

I. Актуализационная часть.

  1. Обратим внимание на эпиграф нашего урока:

«Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке,   поит                 « живую воду»  всех, кто прикоснется к ней».

– Как вы понимаете это предложение? ( Читая стихи Пушкина, мы вновь удивляемся тому, как просто и понятно описывает окружающую среду, быт, характеры людей, точно подбирая каждое слово).

– Почему именно эти слова я записала как эпиграф? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и о его стихах).

– Хорошо, назовите и  объясните, какие орфографические и пунктуационные трудности могут встретиться в этом предложении?

(Неиссякаемый  –  не, иссяк;

источник – чн;

прикоснется – кос;

как в сказке  – сравнительный оборот;

придаточные предложения)  

-Итак, мы будем говорить  сегодня  о творчестве Пушкина.

Один мудрец сказал:

« Я сорвал цветок – и он завял,                                        

   Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

   И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

   можно только сердцем».

И поэзия Пушкина помогает нам всем именно вот в этом: прикасаться к красоте  сердцем.

– Но не только о сердце, но и о душе можно говорить, читая стихи великого поэта. Вот как говорит о Пушкине К.Паустовский (зачитывает заранее подготовившийся ученик):

« Пушкинские строки –  не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще волшебство русской речи. Если можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались бы от него только несколько пушкинских строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в стихах Пушкина, как в магическом кристалле, собраны все необыкновенные качества нашей речи».

Значит, говоря о стихах Пушкина, можно говорить о сердце, душе, языке.

  1.  Обратимся  к Пушкинским строкам (записываем в тетради):

          Фонтан любви! Фонтан живой!

          Принес я в дар тебе две розы.

          Люблю немолчный говор твой

          И поэтические слезы.

          Твоя серебряная пыль

          Меня кропит росою сладкой.

          Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

          Журчи, журчи свою мне быль …

                                               («Фонтану Бахчисарайского дворца»)

Словарная работа: отрадный – приносящий удовольствие, радость.

Задание по вариантам:

  1. выделить грамматические основы
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. омонимы (словосочетания, объясняя значение слов)
  5. дополнения
  6. обстоятельства
  7. определения

II. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

  1. Мы выделили грамматические основы. На какие группы по строению  грамматической основы делятся простые предложения?  

    ( Односоставные и двусоставные)

– Как определить, двусоставное или односоставное предложение нам дано?

 ( Определяем наличие подлежащего и сказуемое, или только одного из них.)

Тема нашего урока: « Односоставные или двусоставные предложения».

  1. Запишем  предложение:

     Дни поздней осени бранят обыкновенно,

     Но мне она мила, читатель дорогой,

     Красою тихою, блистающей смиренно.

                                              (А.С.Пушкин)

  1. Какую картину рисует поэт? Что мы видим за несколькими словами поэта? Подберите синонимы к слову бранить. (Ругать, выговаривать, отчитывать, порицать, журить.) Почему именно этот глагол берется в данном предложении? Почему красота осени  тихая, смиренная?

Выделите односоставное  предложение.

  1. Как вы думаете, почему именно строки об осени мы записали? Ведь у Пушкина много стихов о природе?  (Осень – самая любимая пора  поэта, она его вдохновляла).Действительно, вот как К.Паустовский пишет в своей повести «Золотая роза» о том, как воспринимал поэт осень (зачитывает заранее подготовившийся ученик).

        «Осень – это прозрачность и холод, «прощальная краса» с ее четкостью далей и свежим дыханием.

       Глаз привыкает к ясности осеннего пейзажа. Эта ясность постепенно завладевает сознанием, воображением, рукой писателя. Ключ поэзии и прозы бьет ледяной водой. Согревает урожай человеческих дум.»

      Пушкин, по его словам, каждой осенью расцветал вновь. Каждую осень он молодел.

      «Осень подходит, – писал Пушкин  Плетневу. – Это – любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов нарастает».

                …И с каждой осенью я расцветаю вновь;

                    Здоровью моему полезен русский холод;

                    К привычкам бытия вновь, чувствую любовь,

                    Чредой слетает сон, чредой находит голод;

                    Легко и радостно играет в сердце кровь,

                    Желания кипят – я снова счастлив, молод,

                    Я снова жизни полон – таков мой организм.

   4. Запишем строчки из стихотворений А.С.Пушкина об осени и определим, двусоставные или односоставные  предложения использованы в данных отрывках.

А) Роняет лес багряный свой убор,

     Серебрит мороз увянувшее поле.  («19 октября».)

Б)  Октябрь уж наступил  – уж роща отряхает

     Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень».)

В) Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса.   (« Осень».)                                                                                                                                                                                                                  

   5. А что говорил он  о других временах года?

Г)  Ах, лето красное! Любил бы я тебя,

     Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.  (« Осень».)

Д)   Пришла, рассыпалась клоками,

       Повисла на суках дубов… (« Евгений Онегин».)

Е)   Зима. Что делать нам в деревне?  (« 2 ноября».)

Ж)  Мороз и солнце! День чудесный! ( «Зимнее утро».)

З)   Какая ночь! Мороз трескучий;

      На небе не единой тучи …

И)  По дороге зимней, скучной

      Тройка борзая бежит.  ( « Зимняя дорога».)

К)  В поле  чистом серебрится

      Снег волнистый и рябой…

ВЫВОД: Что вы можете сказать об этих односоставных предложениях?

                  Односоставные предложения имеют только один главный член предложения: или сказуемое, или подлежащее.

1. Зима.

2. Оглашено мое уединение.

3. Волшебная зима.

4. Рассыпалась клоками.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Найдите в записанных нами предложениях не- распространенные.

5.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

… Люблю ее снега…4 ( Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное).

6. ВЫВОД ОБ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

7. ВЗАИМОПРОВЕРКА. РАБОТА ПО ПЕРФОКАРТЕ.

8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

« Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые , добрые чувства. Я беру томик А.С.Пушкина и …»

-Создать миниатюру с использованием односоставных  и двусоставных предложений.

  1. А в это время коллективно выполняется следующаяработа.

ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗАННУЮ МНОЮ СИТУАЦИЮ, ПРИВЕДИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ А.С.ПУШКИНА.                                          

         – На улице буран. Снег валит, ветер подхватывает снежные хлопья и крутит  в бешеном танце. Ветер кричит  и воет.

                        Буря мглою небо кроет,

                        Вихри снежные крутя,          

                        То как зверь она завоет,

                        То заплачет, как дитя.

        – Вы проснулись. Зимнее утро. Холодно. Но светит ярко солнце. Красиво разукрасил мороз окна, и сразу вспоминаются строчки А.С.Пушкина:

                         Мороз и солнце! День чудесный!

                         Еще ты дремлешь друг прелестный!

                         Пора, красавица, проснись.

III. ИТОГ УРОКА.

Вспомним строчки из стихотворения М.Дудина:

« И мир живет, пока в том мире живы твоей души прекрасные порывы, оплаченные пушкинской судьбой».

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

СОЧИНЕНИЕ – МИНИАТЮРА « И СРАЗУ ВСПОМИНАЮ А.С.ПУШКИНА».

    Рассказать о каком – либо  эпизоде из жизни, когда вспоминаются строчки А.С.Пушкина.

Использованная литература:

  1. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М: Просвещение, 1992.
  2. Паустовский К.Г. «Золотая роза».
  3. Пушкин А.С. Избранное. – М: Детская литература.1994.

Программа для общеобразовательных учебных заведений утверждена Министерством образования Российской Федерации.

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы: Баркударов С.Г., Крючков С.Е. и др. М: Просвещение. 2001.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий