Автор мультфильмов про богатырей отреагировал на заявление, что они являются украинцами

Сюжет

На Руси появляется бандит Соловей-Разбойник, обладающий очень громким свистом, которым он может сбивать людей с ног. Вместе со своей бандой он грабит мирные деревни. Во время очередного нападения на деревню, Соловья ловит и сажает в темницу богатырь Илья Муромец. Однако жадный князь Киевский за 100 монет отпускает Соловья. Возмущённый этим, Илья уходит в отставку, а князь требует, чтобы Илья оставил своего любимого коня Бурушку. Последнему приходится подчиниться, но он обещает Бурушке, что вернётся и выкупит его.

Однако, вскоре Соловей-Разбойник возвращается и крадёт княжескую казну, а также Бурушку (оказывается, всё это был план Соловья). Шокированный кражей казны, князь хочет отправить Илью на поиски, но вспоминает, что тот рассердился на него. Тогда по совету своих бояр, он решает рассказать Илье только о пропаже Бурушки, рассчитывая, что, спасая коня, Илья заодно вернёт его казну. И действительно, Илья узнаёт о пропаже Бурушки и решает немедленно отправиться на поиски Соловья. Князь уговаривает Илью взять его с собой. Вместе с ними в поход хочет отправиться и молодая девушка-летописец — Алёнушка, которая хочет написать рассказ об Илье. Однако тот отказывается её брать.

Тем не менее, Алёнушка всё равно отправляется по следам Ильи и князя — в лес, где её схватывает банда Соловья. Там же Илья и князь остаются на ночлег, а утром князь обнаруживает, что бандиты Соловья схватили его и привязали к дереву. Но появившийся Илья, который, как оказалось, специально решил устроить засаду на бандитов, обезвреживает последних, а также спасает князя и найденную Алёнушку. Далее во время допроса одного из бандитов, тот рассказывает, что Соловей с украденной казной и конём отправился в Царьград. Услышав про казну, Илья понимает, что князь хотел использовать его в личных целях, и уходит один. Князь тоже обижается, и теперь не желает о нём даже думать, и Алёнушке не позволяет.

Они оба, дойдя до порта и сев на корабль, сами добираются до Царьграда, где князь хочет попросить помощи у своего брата «по крови владыческой» — императора Византии, Василевса. Тем временем Соловей на подъезде к Царьграду проигрывает в кости Бурушку одному купцу. Однако внезапно он обнаруживает, что Бурушка съел все деньги из казны (вероятно, он хотел спасти их от траты), после чего, спрыгнув в море, уплывает. Соловей преследует Бурушку, но купец останавливает его, заявляя, что теперь это его конь. Тогда Соловей сдувает его и отправляется в погоню за Бурушкой. Добравшийся до Царьграда Илья также ищет его. Бурушка же, бежав на крик Ильи, пробегает через сад Василевса. Увидев, как Бурушка испражняется золотом, последний думает (и не без подсказки льстивых придворных, опасающихся гнева императора), что это волшебный конь, и приказывает его поймать.

Но прежде чем поймать коня, надо сначала его найти. Василевс ищет его через подзорную трубу с воздушного шара. Когда он находит его, он обнаруживает Илью Муромца и Соловья-разбойника, которые тоже пытаются поймать его. Император объявляет их в розыск, чтобы избавиться от конкурентов.

Солдаты императора ловят Бурушку, но тут появляется Соловей, который своим свистом начинает поднимать солдат в воздух. В этот момент к нему подходит суеверная бабушка, которая, услышав, что Соловей свистит, вспоминая пословицу «Не свисти, денег не будет», требует, чтобы тот остановился. Но Соловей не обращает на неё внимания, и тогда она своей клюкой выбивает Соловью зуб, из-за чего тот не может свистеть, и солдаты его арестовывают. Тем временем князь и Алёнушка, добравшись до Царьграда и направляясь во дворец Василевса, видят вьючного слона, на котором князь решает поехать, поддавшись на уговоры погонщика.

Однако Алёнушка, поняв, что это обман, отказывается и остаётся одна, но вскоре её подбирает местный бизнесмен, который обещает отвезти Алёнушку к Илье. Вместо этого он отвозит её к Василевсу в качестве заложницы. Тем временем князь едет на слоне и понимает, что погонщик его обманул, а поездка не бесплатная. Он угоняет слона и случайно натыкается на Илью, который спасает князя, а затем прогоняет жестокого погонщика. Однако тот вскоре со своей бандой находит Илью. Последний вспоминает, что уже давно не прикасался к родной земле, из-за чего он ослабевает, и бандиты хватают его и кидают в яму. Князь бежит во дворец Василевса, однако его не пускают.

Когда князь пытается прорваться, он попадает в тюрьму. Илью же из ямы вытаскивает слон, после чего Илья, найдя у себя подкову Бурушки, которая ступала по родной земле, вновь обретает силу и, освободив слона из кандалов, уходит. Он добирается до дворца и пытается узнать, где князь. Однако стража узнаёт в нём того, кто пытался поймать княжеского коня, и пытается его схватить. Но Илья побеждает своих соперников и узнаёт, где князь. Далее Илья верхом на слоне штурмует тюрьму и спасает князя, после чего возвращается во дворец, где в это время Василевс подбирает золото, которым испражняется Бурушка. Однако вскоре золото кончается, и Василевс начинает допрашивать Соловья, почему конь перестал извергать золото. Тот врёт с три короба про то, что Илья ограбил его и спрятал всё золото в своего Бурушку. Василевс узнаёт, что русские разрушили тюрьму, и собирает армию для похода на Киев. Оказавшиеся перед дворцом, верхом на слоне, Илья и князь разбивают всю императорскую армию.

Тут же из дворца сбегает, верхом на Бурушке, Алёнушка, которую Илья рад видеть. Однако Василевс в отчаянии просит помощи у арестованного Соловья, тот заставляет ему обратно вставить зуб (а может и новый вместо выбитого, поскольку он теперь золотой). Соловей начинает что есть мочи оглушительно свистеть на Илью, однако в этот момент вновь появляется та же самая суеверная бабушка с клюкой (странно, что Соловей её не сдул), которая опять выбивает Соловью зуб (тот же золотой). На него тут же набрасывается князь, требуя вернуть казну. Только после этого Василевс узнаёт князя, радостно встречает его и возвращает ему казну. Вместе с казной, Бурушкой и слоном Илья, князь и Алёнушка возвращаются в Киев, где их встречают радостно, а Илья и Алёнушка влюбляются друг в друга. Князь тем временем любуется на летопись, которую составила Алёнушка, но велит внести в неё так называемые «корректировки».

Илья Муромец и Соловей Разбойник (2007)

multiki-pro-bogatyrej-russkih-3.jpg

Русский мультик, рассказывающий сказку на новый лад. Это история о том, как Илья Муромец одолел злобного Соловья Разбойника. Хитрый и коварный разбойник решил разобраться с Ильей Муромцем, но добрый силач Илюша всегда одерживал верх. И даже князь с его нелепыми действиями, который отправился вместе с богатырем в поход, ему не помешал.

Примечания

  1. [www.labirint.ru/books/159308/ Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Книга по мультфильму)]

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что «это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания».

«Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах», — сказал РИА Новости Кириллин.

1483713084_0:121:3398:2048_600x0_80_0_0_9fb979d515b6a149c684919b5fc84418.jpg26 декабря 2016, 10:03В Москве три улицы назовут в память о князьях Борисе и ГлебеВ древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в «Повести временных лет», как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и «событиям государственного значения», тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. «В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить», — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются «довольно поздней записью»: их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

«С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция», — рассказывает Кириллин.

1481164150_638:725:2559:1814_600x0_80_0_0_aa1635996a64ae8b08357871bc022bc3.jpg29 декабря 2016, 15:52«Он ходил всегда босой»: год с прославления рязанского юродивого в КиевеНе отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего «благочестивая, душеполезная история», «наставительный текст». В житии, однако, может присутствовать какая-то «реконструкция» событий, не подтверждаемая фактами, или определенная «редактура», «народное творчество», внесенное в историческую канву. А история «сама по себе идет».

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу. 

Литература

  • Илья Муромец и Соловей-Разбойник. — М.: Эгмонт, 2008. — 80 с. — (Кино-классика). — ISBN 978-5-9539-2587-7 , 978-5-9539-2586-0.[1]

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий