Анализ текста Э. Фромма «Иметь или быть»

Норман Роквелл. «Как сидеть на диете?»

Один из признаков такой подсознательной депрессии — это переедание. У человека, склонного переедать, можно увидеть призраки тревожности. Однако поинтересуйтесь у него, находится ли он в депрессии, и он ответит: «Я просто голоден. Когда я ем, я в хорошем расположении духа». То же самое обнаруживается у людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Психологический аспект заключается в том, что страдающий человек чувствует внутреннюю пустоту и не ощущает своей связи с миром. Чтобы как-то заполнить эту брешь, он должен потреблять. Пустота заполняется — настает конец депрессии. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что быть в депрессии не означает быть подавленным. Люди склонны разбрасываться этим словом, когда им грустно или скучно, но пребывать в депрессии изначально означает ничего не ощущать.

Society_2.jpg

Джон Фолтер. «Свидание с телевизором»

Второе качество современного человека, вероятно, даже более опасное, — это привязанность к гаджетам, иначе определяемая как любовь к неживому. Назовём такого человека-гаджета «homo technicus». Однажды я наткнулась на карикатуру из журнала «The New Yorker», на которой молоденькая девушка стоит в нерешительности стоит перед духами,  а продавец ей говорит: «Я могу посоветовать Вам этот умопомрачительный аромат — пахнет как новый спортивный автомобиль». Точное наблюдение: поклонники дорогой звуковой аппаратуры включают Бетховена, и им кажется, что они наслаждаются его музыкой и непревзойдённым талантом музыканта. Но на самом деле они загораются, когда слышат тот особый низкий звук, который воспроизводит только их звуковая система. Тогда они чувствуют удовлетворение, и интерес к прослушиванию классики затухает. При этом, самих себя и друзей они убеждают в том, что композиция очень хороша. Итак, подводя промежуточный итог, человек-гаджет — это существо, которого привлекает неживое в ущерб живому. Эта «неорганическая» любовь в более серьёзных проявлениях связана с тягой к разрушению.

Society_3.jpg

Норман Роквелл. «Доставка двух бюстов»

«Иметь» или «быть»? Прекрасная вещь — изобилие. Это возможность для каждого из нас иметь материальную базу для достойного уровня жизни и наслаждения искусством. Но изобилие опасно, так как порождает новый тип человека.

Во-первых, назовём такого человека «homo consumens» или «человек потребляющий». Он ненасытен как изголодавшийся волк: ему постоянно нужно наполнять себя чем-то, причём неважно чем. Это могут быть и книги, и алкоголь, и сигареты, и секс. При этом он ведёт себя пассивно, потребляя и изредка переваривая. Подобная пассивность у Фромма не связана с отсутствием физической деятельности: человек постоянно находится в движении, чем-то занят, и даже бездействие заставляет его напрягаться и нервничать. Речь идет о пассивность души и отсутствии внутренней продуктивности. Самый понятный пример – просмотр телевизора. Человек может сутки просидеть перед экраном, подавая ни одного признака какой-либо внутренней деятельности.

Внешне этот человек может выглядеть преуспевающим, довольствующимся благами, данными ему положением в обществе, но за этим красивым фасадом находится переполненный страхами и тревогами и абсолютно подавленный человек.

Society_1.jpg

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий